Домой Проводка Пускозащитное реле холодильника конструкция и работа

Пускозащитное реле холодильника конструкция и работа

215
0

Схемы подключения магнитного пускателя с катушкой на 220 В

Перед тем, как перейдем к схемам, разберемся с чем и как можно подключать эти устройства. Чаще всего, требуются две кнопки — «пуск» и «стоп». Они могут быть выполнены в отдельных корпусах, а может быть единый корпус. Это так называемый кнопочный пост.

1dcd0ccb4d7c9a5cbf7b7a7ff12686b0.jpg

Кнопки могут быть в одном корпусе или в разных

С отдельными кнопками все понятно — у них есть по два контакта. На один подается питание, со второго оно уходит. В посте есть две группы контактов — по два на каждую кнопку: два на пуск, два на стоп, каждая группа со своей стороны. Также обычно имеется клемма для подключения заземления. Тоже ничего сложного.

Подключение пускателя с катушкой 220 В к сети

Собственно, вариантов подключения контакторов много, опишем несколько. Схема подключения магнитного пускателя к однофазной сети более простая, потому начнем с нее — будет проще разобраться дальше.

Питание, в данном случае 220 В, полается на выводы катушки, которые обозначены А1 и А2. Оба эти контакта находятся в верхней части корпуса (смотрите фото).

4892a6b32861c6217925427e48c774a4.jpg

Сюда можно подать питание для катушки

Если к этим контактам подключить шнур с вилкой (как на фото), устройство будет находится в работе после того, как вилку вставите в розетку. К силовым контактам L1, L2, L3 можно при этом подавать любое напряжение, а снимать его можно будет при срабатывании пускателя с контактов T1, T2 и T3 соответственно. Например, на входы L1 и L2 можно подать постоянное напряжение от аккумулятора, которое будет питать какое-то устройство, которое подключить надо будет к выходам T1 и T2.

9df3a8b97e6338022d962b4627f8455e.jpg

Подключение контактора с катушкой на 220 В

При подключении однофазного питания к катушке неважно на какой вывод подавать ноль, а на какой — фазу. Можно провода перекинуть

Даже чаще всего на А2 подают фазу, так как для удобства этот контакт выведен еще на нижней стороне корпуса. И в некоторых случаях удобнее задействовать его, а «ноль» подключить к А1.

Но, как вы понимаете, такая схема подключения магнитного пускателя не особо удобна — можно и напрямую проводники от источника питания подать, встроив обычный рубильник. Но есть гораздо более интересные варианты. Например, подавать питание на катушку можно через реле времени или датчик освещенности, а к контактам подключить линию питания уличного освещения. В этом случае фаза заводится на контакт L1, а ноль можно взять, подключившись к соответствующему разъему выхода катушки (на фото выше это A2).

Схема с кнопками «пуск» и «стоп»

Магнитные пускатели чаще всего ставят для включения электродвигателя. Работать в таком режиме удобнее при наличии кнопок «пуск» и «стоп». Их последовательно включают в цепь подачи фазы на выход магнитной катушки. В этом случае схема выглядит как на рисунке ниже

Обратите внимание, что

98eadec09782d1655ec923c1c8399256.jpg

Схема включения магнитного пускателя с кнопками

Но при таком способе включения пускатель будет в работе только то время, пока будет удерживаться кнопка «пуск», а это не то, что требуется для длительной работы двигателя. Потому в схему добавляют так называемую цепь самоподхвата. Ее реализуют при помощи вспомогательных контактов на пускателе NO 13 и NO 14, которые подключаются параллельно с пусковой кнопкой.

ed54e4ef5d8ec80b494809fd70048427.jpg

Схема подключения магнитного пускателя с катушкой на 220 В и цепью самоподхвата

В этом случае после возвращения кнопки ПУСК в исходное состояние, питание продолжает поступать через эти замкнутые контакты, так как магнит уже притянут. И питание поступает до тех пор, пока цепь не будет разорвана нажатием клавиши «стоп» или срабатыванием теплового реле, если такое есть в схеме.

Питание для двигателя или любой другой нагрузки (фаза от 220 В) подается на любой из контактов, обозначенных буквой L, а снимается с расположенного под ним контакта с маркировкой T.

Подробно показано в какой последовательности лучше подключать провода в следующем видео. Вся разница в том, что использованы не две отдельные кнопки, а кнопочный пост или кнопочная станция. Вместо вольтметра можно будет подключить двигатель, насос, освещение, любой прибор, который работает от сети 220 В.

Замена и подключение пускового пускозащитного реле в холодильнике Норд

Прежде чем разбирать, заменять или подключать пусковое реле ПЗР, следует определиться с его электрической схемой. Существует несколько разновидностей:

  1. Таблетка.
  2. Индукционный механизм.
  3. Тепловое реле, работающее на биметаллической пластине.
  4. Индукционный механизм, совмещенный с биметаллической пластиной.

2b32d4497c0700658573b7d0ca887f3f.jpg

Компрессор от холодильника

Пускозащитное реле имеет 2 или 3 выхода. Данный фактор тоже необходимо учитывать, в противном случае пользы от проведенных ремонтных работ не будет. Для холодильника Норд подходят пусковые обмотки следующих типов: ПЗР-01 Норд, 4А, ПЗР-00 Норд, MPV 09К-1, MPV 09К-0,9А.

Перед тем, как приобретать реле ПЗР холодильника Норд, следует обращать внимание на марку пускозащитного реле, вышедшего из строя. Если такое же найти не удалось, то нужно подбирать в зависимости от типа компрессора

В некоторых случаях делать разборку нет необходимости. Полную замену РТК-Х проводят следующим образом:

  1. разъединяют контакты мотора-компрессора и пускового реле;
  2. устраняют скобу, с помощью которой механизм присоединяют корпус;
  3. плавными движениями снимают реле с контактов, расположенных на выходе;
  4. новый пускозащитный механизм устанавливают на место старого.

Пускозащитное реле

Далее все действия повторяют в обратной последовательности.

При наличии пускового реле типа РПЗ-24 замену производят немного по-другому:

  1. снимают проволочную деталь, посредством которой осуществляют зажим;
  2. удаляют такой элемент, как колодка;
  3. аккуратно вытаскивают реле, вышедшее из строя;
  4. освобождают деталь от рамной конструкции.

В результате пусковое реле отсоединяется, а прокладка остается. Последний этап заключается в установке отремонтированного или приобретенного механизма на соответствующее место. После него следует подключение реле холодильника.

Принцип работы пускового реле

Несмотря на большое количество производителей комплектующих к холодильникам, схема работы и конструкция пусковых реле практически одинакова. Разобравшись в принципе их действия можно самостоятельно отыскать и устранить неисправность.

Схема устройства и подключение к компрессору

Электрическая схема реле имеет два входа от источника питания и три выхода на компрессор. Один вход (условно – ноль) проходит напрямую, а другой (условно – фаза) внутри устройства расщепляется на два:

  • первый проходит напрямую на рабочую обмотку;
  • второй проходит через разъединяющиеся контакты на пусковую обмотку.

Если реле не имеет посадочного места, то при подключении к компрессору необходимо не ошибиться с порядком соединения контактов.

Распространенные в Интернете способы определения типов обмотки с помощью измерения сопротивления не верны в общем случае, так как у некоторых двигателей сопротивление пусковой и рабочей обмотки одинаковы.

72fbe2ae19e5a608ffa98d74b033fa78.jpgЭлектрическая схема пускозащитного реле может иметь незначительные модификации в зависимости от производителя. На рисунке приведена схема подключения этого устройства в холодильнике Орск

Поэтому необходимо найти документацию или разобрать компрессор для понимания расположения проходных контактов.

Также это можно сделать при наличии символьных идентификаторов возле выходов:

  • «S» – пусковая обмотка;
  • «R» – рабочая обмотка;
  • «C» – общий выход.

Реле отличаются способом крепления на раме холодильники или на компрессоре. Также они имеют свои токовые характеристики, поэтому при замене необходимо подобрать полностью идентичное устройство, а лучше – той же модели.

Замыкание контактов посредством индукционной катушки

Электромагнитное пусковое реле работает по принципу замыкания контакта для пропуска тока через пусковую обмотку. Основной действующий элемент устройства – соленоидная катушка, последовательно включенная в цепь с основной обмоткой двигателя.

В момент запуска компрессора, при статичном роторе, по соленоиду проходит большой стартовый ток.

В результате этого создается магнитное поле, которое перемещает сердечник (якорь) с установленной на нем токопроводящей планкой, замыкающей контакт пусковой обмотки. Начинается разгон ротора.

При увеличении числа оборотов ротора, величина проходящего через катушку тока снижается, вследствие чего напряжение магнитного поля уменьшается.

Под действием компенсирующей пружины или силы тяжести сердечник возвращается на исходное место и контакт размыкается.

4823fe9b871ad792fd2379bae93981f7.jpgНа крышке реле с индукционной катушкой есть стрелка «верх», которая указывает правильное положение устройства в пространстве. Если его разместить по-другому, то не произойдет размыкание контактов под действием силы тяжести

Мотор компрессора продолжает работать в режиме поддержания вращения ротора, пропуская ток через рабочую обмотку. Следующий раз реле сработает только после остановки ротора.

Регулирование подачи тока позистором

Выпускаемые для современных холодильников реле часто используют позистор – разновидность теплового резистора.

Для этого устройства существует температурный диапазон, ниже которого оно пропускает ток с незначительным сопротивлением, а выше – сопротивление резко увеличивается и происходит размыкание цепи.

В пусковом реле позистор интегрирован в цепь, ведущую к стартовой обмотке. При комнатной температуре сопротивление этого элемента незначительное, поэтому при начале работы компрессора ток проходит беспрепятственно.

По причине наличия сопротивления позистор постепенно нагревается и по достижению определенной температуры происходит размыкание цепи.

Остывает он только после прекращения подачи тока на компрессор и снова срабатывает на пропуск при повторном включении двигателя.

Позистор имеет форму низкого цилиндра, поэтому профессиональные электрики его часто называют «таблеткой»

Подключение двигателя через пускатели

Нереверсивный магнитный пускатель

Если изменять направление вращения двигателя не требуется, то в цепи управления используются две не фиксируемые подпружиненные кнопки: одна в нормальном положении разомкнутая – «Пуск», другая замкнутая – «Стоп». Как правило, они изготавливаются в едином диэлектрическом корпусе, при этом одна из них красного цвета. Такие кнопки обычно имеют две пары групп контактов – одну нормально разомкнутую, другую замкнутую. Их тип определяется во время монтажных работ визуально или с помощью измерительного прибора.

5191029d883a83c348790010fec82b37.jpg

Провод цепи управления подключается к первой клемме замкнутых контактов кнопки «Стоп». Ко второй клемме этой кнопки подключают два провода: один идет на любой ближайший из разомкнутых контактов кнопки «Пуск», второй – подключается к управляющему контакту на магнитном пускателе, который при отключенной катушке разомкнут. Этот разомкнутый контакт соединяется коротким проводом с управляемой клеммой катушки.

Второй провод с кнопки «Пуск» подключается непосредственно на клемму втягивающей катушки. Таким образом, к управляемой клемме «втягивающей» должно быть подключено два провода – «прямой» и «блокирующий».

Одновременно замыкается управляющий контакт и, благодаря замкнутой кнопке «Стоп», управляющее воздействие на втягивающую катушку фиксируется. При отпускании кнопки «Пуск» магнитный пускатель остается замкнутым. Размыкание контактов кнопки «Стоп» вызывает отключение электромагнитной катушки от фазы или нейтрали и электродвигатель отключается.

Реверсивный магнитный пускатель

Для реверсирования двигателя необходимо два магнитных пускателя и три управляющие кнопки. Магнитные пускатели устанавливаются рядом друг с другом. Для большей наглядности условно отметим их питающие клеммы цифрами 1–3–5, а те, к которым подключен двигатель как 2–4–6.

f9da2dc7e63e20b2c29723b52a31ee49.jpg

Для реверсивной схемы управления пускатели соединяются так: клеммы 1, 3 и 5 с соответствующими номерами соседнего пускателя. А «выходные» контакты перекрестно: 2 с 6, 4 с 4, 6 с 2. Провод, питающий электродвигатель, подключается к трем клеммам 2, 4, 6 любого пускателя.

При перекрестной схеме подключения одновременное срабатывание обоих пускателей приведет к короткому замыканию. Поэтому проводник «блокирующей» цепи каждого пускателя должен проходить сначала через замкнутый управляющий контакт соседнего, а потом – через разомкнутый своего. Тогда включение второго пускателя будет вызывать отключение первого и наоборот.

Ко второй клемме замкнутой кнопки «Стоп» подключаются не два, а три провода: два «блокирующих» и один питающий кнопки «Пуск», включаемых параллельно друг другу. При такой схеме подключения кнопка «Стоп» выключает любой из скоммутированных пускателей и останавливает электродвигатель.

РЕЛЕ НАПРЯЖЕНИЯ типа РНК-1 ДЛЯ КОНДИЦИОНЕРОВ

Общие сведения

Реле напряжения типа РНК-1 предназначено для коммутации электрических цепей управления с конденсаторами емкостью до 100 мкФ при напряжении переменного тока до 380 В частотой 50 или 60 Гц. &nbsp&nbspРеле применяются в схемах автоматического управления кондиционерами, являясь комплектующим изделием. &nbsp&nbspРеле соответствует ТУ 16-523.494-78. РНК-1 Х3: РНК — реле напряжения для кондиционеров; 1 — номер серии; Х3 — климатическое исполнение (У, Т) и категория размещения по ГОСТ 15150-69.

Условия эксплуатации

Высота над уровнем моря не более 4 300 м. &nbsp&nbspТемпература окружающего воздуха от минус 45 до 40°С для реле РНК-1 У3 и от минус 10 до 45°С для реле РНК-1 Т3. &nbsp&nbspВерхнее значение относительной влажности воздуха 98% при температуре 25°С для реле РНК-1 У3 и 98% при температуре 35°С без конденсации влаги для реле РНК-1 Т3. &nbsp&nbspОкружающая среда невзрывоопасная, не содержащая пыли в концентрациях, снижающих параметры реле в недопустимых пределах. &nbsp&nbspРабочее положение в пространстве — на вертикальной установочной плоскости. &nbsp&nbspДопустимое отклонение от рабочего положения — не более 5° в любую сторону. &nbsp&nbspТребования техники безопасности соответствуют ГОСТ 12.2.007.6-75. По способу защиты человека от поражения электрическим током реле относится к классу 0 по ГОСТ 14255-69. &nbsp&nbspРеле выпускаются для внутригосударственных и экспортных поставок. ТУ 16-523.494-78 Максимальное напряжение переменного тока на контактах, В — 380 Число и тип контактов — 1 р Максимально допустимое напряжение катушки переменного тока, В: частотой 50 Гц — 240; 250; 265; 275 частотой 60 Гц — 240; 250; 260; 265; 275; 285; 300; 220 Потребляемая мощность катушки, В·А, не более — 8 Механическая износостойкость, млн срабатываний, не менее — 1 Степень защиты — IР20 Режим работы: катушки реле — Прерывисто- продолжительный контакта — Кратковременный Уровень звуковой мощности на расстоянии 1 м, дБ, не менее — 40 Масса, кг, не более — 0,15 &nbsp&nbspГарантийный срок — 2 года со дня пуска реле в эксплуатации, но не позднее 6 мес со дня получения потребителем от изготовителя для внутренних поставок.

Конструкция и принцип действия

Реле РНК-1 состоит из четырех основных частей: &nbsp&nbspмагнитопровода с сердечником и якорем, обмотки (расположенной на сердечнике), контактной системы и корпуса. &nbsp&nbspГабаритные и установочные размеры реле приведены на рисунке.

Рисунок

Центр комплектации «СпецТехноРесурс»Все права защищены.

laborant.ru

Советы и хитрости установки

  • Перед сборкой схемы надо освободить рабочий участок от тока и проконтролировать, чтобы напряжение отсутствовало тестером.
  • Установить обозначение напряжения сердечника, которое упоминается на нем, а не на пускателе. Оно может быть 220 или 380 вольт. Если оно 220 В, на катушку идет фаза и ноль. Напряжение с обозначением 380 – значит разные фазы. Это является важным аспектом, ведь при неверном подсоединении сердечник может сгореть или не будет запускать полностью нужные контакторы.
  • Кнопка на пускатель (красная)Нужно взять одну красную кнопку «Стоп» с замкнутыми контактами и одну черную либо зеленую кнопку с надписью «Пуск» с неизменно разомкнутыми контактами.
  • Учтите, что силовые контакторы заставляют работать или останавливают только фазы, а нули, которые приходят и отходят, проводники с заземлением всегда объединяются на клеммнике в обход пускателя. Для подсоединения сердечника в 220 Вольт на дополнение с клеммника берется 0 в конструкцию организации пускателя.

А ещё вам понадобится полезный прибор — пробник электрика. который легко можно сделать самому.

Схема реле холодильника

ff249486dc8b3eaa1a467bad34d6ecb7.gif

Реле пускозащитное токовое предназначено для запуска компрессора холодильника, а также для защиты двигателя от перегрузок при опасном повышении силы тока. Принцип действия заключается на свойствах биметаллической пластины изменять свою форму при нагревании. Схема реле холодильника состоит из спирали, которая нагревается при прохождении через нее тока и биметаллической пластины, находящейся рядом со спиралью.

Если мотор потребляет небольшой ток, в таком случае спираль, через которую проходит этот ток, нагревается незначительно и не воздействует на пластину. Но при повышении потребляемого тока спираль начинает сильно разогревается, нагревая биметаллическую пластину, которая изгибается, тем самым размыкает контакты цепи мотора — компрессора. Исправность реле тепловой защиты проверятся тестером, сопротивление между контактами должно быть равно нулю. Если цепь окажется разорвана, то реле придется заменить.

Схема реле холодильника состоит: К1 — биметаллические контакты; К2 — неподвижная и подвижная группы контактов питания пусковой обмотки компрессора; R1 — нагревающаяся спираль; L1 — катушка пускового реле; L2 — пусковая обмотка компрессора; L3 — рабочая обмотка компрессора.

Когда мотор — компрессор запускается, но вал электродвигателя еще не начал вращаться, ток потребляемый обмотками весьма большой, и такой ток при прохождении через катушку пускового реле вынуждает подвижную группу контактов выступать из катушки. Таким образом, эта группа перемыкает контакты, через которые передается питание на мотор — компрессор.

После запуска мотора, потребляемый ток падает, так же происходит уменьшение силы тока, проходящая по катушке реле. Но для того, чтобы удержать в верхнем положении подвижную группу контактов величины тока, проходящей по катушке реле тока не хватает. В результате контакты под воздействием собственной тяжести принимают исходное положение, размыкая тем самым цепь питания пусковой обмотки компрессора. Пусковые реле необходимо устанавливать в строго определенном положении, таким образом, чтобы подвижная группа контактов при размыкании, падала под воздействием собственной тяжести.

Возможной неисправностью может быть заклинивание подвижных контактов, которые замыкают цепь питания пусковой обмотки компрессора. При этом мотор запускается на 5 — 10 секунд и отключается или вообще не запускается. Также может быть ослабление пружинной пластины в реле. При этом при нормальном потребляемом токе тепловая защита может отключать питание компрессора. Или же произошло сгорание нагревающейся спирали, которая происходит из — за неисправного мотора.

Чем отличается контактор от магнитного пускателя

Многих читателей могло покоробить от данного нами определения, в котором мы (сознательно) смешали понятия «магнитный пускатель» и «контактор», потому что в данной статье мы постараемся сделать упор на практику, нежели на строгую теорию. А на практике эти два понятия обычно сливаются в одно. Немногие инженеры смогут дать вразумительный ответ, чем же они действительно отличаются. Ответы различных специалистов могут в чём-то сходиться, а в чём-то противоречить друг другу. Представляем Вашему вниманию нашу версию ответа на этот вопрос.

Контактор — это законченное устройство, не предполагающее установки дополнительных модулей. Магнитный пускатель может быть оборудован дополнительными устройствами, например тепловым реле и дополнительными контактными группами. Магнитный пускателем может называться бокс с двумя кнопками «Пуск» и «Стоп». Внутри может находится один или два связанных между собой контактора (или пускателя), реализующими взаимную блокировку и реверс.

Магнитный пускатель предназначен для управления трёхфазным двигателем, поэтому всегда имеет три контакта для коммутации силовых линий. Контактор же в общем случае может иметь другое количество силовых контактов.

20de459af757f3ccd2bc27dab34e575b.jpg

Устройства на этих рисунках правильнее называть магнитными пускателями. Устройство под  цифрой один предполагает возможность установку дополнительных модулей, например теплового реле (рисунок 2). На третьем рисунке блок «пуск-стоп» для управления двигателем с защитой от перегрева и схемой автоподхвата. Это блочное устройство — тоже называют магнитным пускателем.

А вот устройства на следующих рисунках правильнее называть контакторами:

Они не предполагают установку на них дополнительных модулей. Устройство под цифрой 1 имеет 4 силовых контакта, второе устройство имеет два силовых контакта, а третье -три.

В заключение скажем: обо всех названных выше отличиях контактора и магнитного пускателя полезно знать для общего развития и помнить на всякий случай, однако придётся привыкнуть к тому, что на практике эти устройства никто обычно не разделяет.

Из чего состоит пускозащитное устройство

Рассмотрим конструкцию реле на примере «Таблетки». Интересующая нас деталь находится возле мотора-компрессора. Ее цвет черный, так как он лучше всех остальных оттенков впитывает тепло. Далее необходимо отметить две фазы (одна на 220 В, а другая для заземления) и, соответственно, два входа/выхода. В некоторых моделях холодильников предусмотрено три фазы (третьей считается фаза земли). Также имеется обмотка двигателя и непосредственно пусковая.

cccace2a3cbf27b00372f890bb83aa89.jpg

Компрессор

Подключить пусковое реле холодильника не сложно. Главное иметь определенные навыки, электрическую схему и инструкцию к холодильнику. Для облегчения работы мастерам и обычным пользователям провода уже окрашены. Просто при снятии старого реле нужно запомнить их расположение, а при установке нового вернуть их на место. Далее останется только подключить работоспособное устройство.

Но даже провода, оформленные каждый в свой цвет, не предотвратят возникшую неисправность. Вне зависимости от операции все движения должны быть аккуратными и плавными. Одним резким рывком реально вывести холодильник из строя насовсем. Перед тем, как начинать работать, следует проверить все контакты. Легче всего это сделать, сняв немного краски с корпуса, но так поступать нужно только в самом крайнем случае.

2b7444f4817f7a7836fcad7f82f84cbc.jpg

Схема подключения для «таблетки»

Разница в местоположении реле разных типов

Прежде чем подключать реле, следует определиться с тем, где оно находится. Ведь разновидностей много, следовательно, и конструкций тоже. Первое, что бросается в глаза, это размеры, далее следует способ крепления (без присоединения к раме, на проводе) и показатели силы тока, например, реле ДХМ работает на меньших параметрах, чем ДХР.

Если возникла необходимость напрямую подключить холодильник без реле, то эти нюансы не пригодятся. Подбор подходящей детали должен осуществляться с учетом марки холодильника, типа мотора-компрессора, техническим параметрам и требуемой конструкции. Желательно, чтобы последняя была такой же, что и у предыдущего реле.

Пусковое реле холодильника Антант присоединяется к кожуху мотора-компрессора. Чтобы разместить устройство правильно, необходимо ориентироваться на стрелку, изображенную на крышке. Пример на фото.

61e96ac2f4f4025bef66bdd2c2e5d8e9.jpg

Компрессор подготовлен для ремонта

Что такое компрессор

Это одна из самых главных запчастей холодильной установки. Крепится он с помощью двух труб и четырех гаек. При демонтаже детали гайки придется отвернуть. Перед тем, как подключить компрессор от холодильника без реле, необходимо проверить его исправность.

Данный элемент находится в рабочем состоянии, если

  • он, будучи подключенным к сети, шумит;
  • показывает нулевое сопротивление при проверке тестером

Чтобы осуществить эту процедуру следует правильно снять крышку с самого компрессора, аккуратно со всеми предосторожностями вынуть пусковой механизм и попарно проверить контакты. Если все нормально, то извлеченные детали в обратном порядке устанавливают на место

Значение пускозащитного реле Р1 в холодильнике Атлант

Данная деталь отвечает за запуск мотора-компрессора и защиту от перегрева. Без реле холодильники Атлант не эксплуатировались бы так долго. Ведь качественная работа агрегатов напрямую зависит от бесперебойного передвижения хладагента.

Он, в свою очередь, начинает функционировать после начала работы компрессора, который подключается из-за получения сигнала от реле. А исходное действие за терморегулятором, который подает сигнал на устройство в случае повышения температуры в морозильной и холодильной камере.

69ba327b9d2a41e876ea04d43f46c740.jpg

Реле контроля фаз РКФ-31-М, устройство, схема подключения, варианты использования.

   Целесообразность установки реле контроля фаз в схемах современных распределительных щитов электропитания, управления и автоматики, более чем оправдана. В этом материале предлагаем рассмотреть некоторые решения по использованию реле контроля фаз РКФ-3/1-М, производства ГК «Полигон». Реле с установкой на стандартную 35мм din-рейку РКФ-3/1-М обеспечивает защиту трехфазной линии электропитания, и безопасность в местах, где напряжение электропитания выходит за пределы допустимых значений. Это часто бывает на предприятиях, где есть контактная электросеть, например на  железной дороге, в метро, металлургических предприятиях, крупных производственных линиях. Движение электропоездов, работа мощного подъемного оборудования, сопровождается появлением нелинейных искажений сетевого напряжения в смежных электросетях, что влечет за собой сбои в работе электрооборудования и техники.

 

Схема автоматического ввода резерва (АВР) с контролем по одному вводу и переключением нагрузки на резервный ввод при аварии основного ввода. В основе модульное устройство автоматики и защиты реле контроля фаз РКФ-3/1-М (без ручных регулировок) и контакторы с механической блокировкой (состояние контактов внутреннего реле по умолчанию: 11-12 – замкнуто, 11-14 – разомкнуто).

Реле контроля фаз РКФ-3/1-М можно рассматривать как элемент схемы защиты потребителей (система гарантированного электропитания СГЭ и/или автоматический ввод резерва АВР). Реле РКФ-3/1-М обеспечивает контроль наличия питающего трехфазного (380В 50Гц) напряжения, порядок чередования фаз. Обеспечивает защиту от недопустимого перекоса фазного напряжения и пр. Благодаря заложенному принципу автоматического возврата к работе в реле контроля фаз РКФ-3/1-М для установки в рабочее состояние не требуется участие человека. Все необходимые регулировки (настройки) сделаны на заводе.

 

 

 

Схема защиты, построенная на реле контроля фаз РКФ-3/1-М (без ручных регулировок) и электромагнитном пускателе для трехфазного  электродвигателя (состояние контактов внутреннего реле по умолчанию: 11-12 – замкнуто, 11-14 – разомкнуто).

 

 

 

 

Реле контроля фаз РКФ-3/1-М (без ручных регулировок) является элементом системы безопасности в схемах щитов управления подъемными устройствами по передвижению грузов и защите от падения, в условиях производств и/или строительства. Использование реле РКФ-3/1-М в схемах управления электроприводами различного назначения (насосы, компрессоры, подъемники, ленточные транспортеры …), обеспечивает защиту от аварийных ситуаций и постоянный контроль параметров питающего трехфазного напряжения. Увеличенное «время срабатывания» 0,2…0,5сек., служит для отсечки ложных включений и закладывается как нерегулируемый параметр в заводских установках, чтобы исключить человеческий фактор на объекте. Низкая потребляемая мощность реле РКФ-3/1-М, обеспечивает малое тепловыделение и, как следствие, устойчивую работу и высокую надежность. Широкий диапазон рабочих температур реле контроля фаз РКФ-3/1-М, позволяет использовать устройство даже в тяжелых температурных условиях -25С…+45С.

В основе реле контроля фаз РКФ-3/1-М заложен микроконтроллер PIC12F675, как основной элемент схемы. Контроллер PIC12F675 обеспечивает цифровую обработку входящих аналоговых измеренных значений параметров питающей электросети. Микроконтроллер PIC12F675 имеет RISCархитектуру, высокую надежность, низкое энергопотребление, защиту кода программ и высокое быстродействие, обеспечивающее необходимую скорость выполнения операций в режиме реального времени.

Общие технические характеристики реле контроля фаз РКФ-3/1-М можно посмотреть здесь…

Представленные схемные решения носят ознакомительный характер и для каждого конкретного случая должны проверяться инженером проектировщиком.

Вернуться на «Главную страницу»

В раздел «Контакты»

В раздел «Модульные устройства на DIN-рейку»

ka-electro.ru

Запуск асинхронного двигателя однофазной сетью 230 вольт

Напряжение 380 вольт – три фазы по 230 вольт каждая, оба случая рассматривают действующее значение. Вызывающее на пассивном сопротивлении аналогичный тепловой эффект. Переменное напряжение непрерывно меняется, цифру усредняют по времени. Результат называют действующим (эффективным) значением величины.

31d55157c99dfd9f0efb8cbbe2bb733b.jpg

Чтобы двигатель асинхронного типа работал правильно, поле статора должно вращаться. Легко обеспечить (доказано Николой Тесла): на три обмотки подать соответствующие фазы. Происходит векторное сложение полей. Результирующий вектор плавно вращается, увлекая ротор. КПД трехфазных двигателей сети 380 В максимальный из прочих разновидностей, типов включений. В промышленности применяется непривычный жилому дому вольтаж. Может жилец получить 380 В? Гипотетически – да. Профессиональный электрик найдет три фазы, сдвинутые друг относительно друга на нужный угол (120 градусов).

Многоэтажки питаются сетью 380 вольт. Квартира получает 1 фазу. Редкие исключения ограничиваются современными многоэтажками. Некоторые образчики бытовой техники (кухонные плиты) питаются двумя фазами. Мера обеспечивает снижение требований к электрической проводке квартиры.

Фаза одна. Вращение поля невозможно принципиально. Движение получают, складывая минимум два вектора. Приходится использовать услуги конденсатора, сдвигающего напряжение на 90 градусов. Фактически при схеме звезды или треугольника одна обмотка выполняет роль пусковой, заставляет поле вращаться. В дальнейшем величина меняется линейно, поскольку двигатель набрал обороты, инерции хватит сохранить вращательное движение. Переменное поле будет ритмично толкать ротор в нужном направлении. Плавность уступает результирующей сложения трех векторов, функционированию домашней бытовой техники хватает.

Почему квартиры лишены трехфазного напряжения. Работа с ним требует глубоких знаний, отличных практических навыков. 230 вольт любой домохозяйке поможет подвести розетку. Одна фаза и земля (нейтраль). Думать не надо. Формулировка утрирована, но близка смыслу реального положения дел. Теряем КПД, получаем взамен простоту.

Что делает пусковая обмотка. Двигатель не войдет в рабочий режим, создает второй вектор, который в первом приближении позволяет считать поле внутри двигателя вращающимся. Неровного круга сдвинуть, раскрутить ротор хватает. Обороты набраны, пусковая катушка должна быть отключена, толку минимум, энергия тратится немалая, снижая КПД устройства.

Виды секретных кнопок

Секретная кнопка может быть установлена в любом месте, как в салоне автомобиля, так и где либо снаружи. может быть в виде тумблера.

f999318e723f0a6dda82336ba724a320.png

Может быть кнопкой с залипанием (кнопки фиксируется при нажатии):

5b6b55a0675097279442ffc0cdcd4b31.jpg

И может быть кнопкой без залипания, которая при нажатии замыкает контакты, при отпускании контакт размыкается.

79465ee24ff01f320ea04b86cafc3d19.jpg 

На фото изображена кнопка — микрик.

Первые два примера не представляют особого интереса, так как ничего сложного в их установке нет. Просто находите блокируемую цепь и разрываете ее кнопкой или тумблером. Тут все просто: вкл и выкл.

А вот сделать блокировку двигателя микриком уже сложнее. Именно этот процесс описан в данной статье.

Электрическая схема холодильника Норд

Схема агрегата содержит такие элементы, как мотор-компрессор, лампа для освещения, совмещенная с выключателем, нагреватель двух видов (оттайки и поперечины), терморегулятор, двигатель и пускозащитное реле, в некоторых моделях только пусковое.

Схема двухкомпрессорного холодильника Nord

После подключения холодильника к сети электрический ток проходит сквозь контакты терморегулятора (замкнутые), в результате чего мотор-компрессор получает столь необходимое напряжение. Агрегат Норд начинает функционировать. Освещение включается при открытии дверцы и возвращается в прежний режим после того, как она будет закрыта.

Пускозащитное реле отвечает за предупреждение перегрева компрессора и превышение его производительности. Когда подобная опасность возникает, пусковой элемент попросту отключает мотор. Режим оттаивания активизируется, если контакты находятся в разомкнутом состоянии. Нагреватель поперечины не изменяет режима работы на протяжении всего цикла. Это позволяет избежать проблем из-за попадания влаги.

Проверка реле холодильника на работоспособность

Если холодильная установка не включается либо ее включение происходит нерегулярно, то скорее всего дело в пусковом реле. Причиной его неисправности могут быть:

  • Окисление или обгорание контактов.
  • Механические повреждения.
  • Перегрев позисторного элемента.
  • Нарушение крепления реле, приводящее к его неправильному расположению.
  • Перегорание спирали.
  • Заклинивание сердечника.

Не нужно спешить покупать новое реле холодильника, лучше узнать, как его проверить, и попробовать сделать это.

В индукционном механизме вытаскивается соленоид, проверяются контакты, при окислении, зачищаются наждачной бумагой. Может быть сломан сердечник, тогда его нужно заменить. Протереть спиртом соприкасающиеся поверхности. Проверить целостность всех элементов. Необходимо помнить, что реле данного типа устанавливаются строго в определенном направлении, указываемом стрелкой. После вышеперечисленных действий присоединяем реле к компрессору и включаем холодильник. Если двигатель не заработал, то вероятнее всего поломка компрессора.

Проверка устройств РТП-1 и РТК-Х

Для проверки поставить реле в правильное положение (стрелкой вверх) и прозвонить мультиметром 1 и3 контакты.

13de67a077330344eb6b86af04df8d5f.jpg

Схема устройства РТК-Х

Если контакты прозваниваются, то реле исправно. В данных моделях желателен визуальный осмотр, так как замыкание может произойти через пластину держателя контактов.

Проверка устройств ДХР и LS-08B

ДХР нужно положить планкой с клеммами вверх и проверить мультиметром целостность между 1 и 3 либо 1 и 4.

LS-08B расположить внутренней стороной вверх, прозвонить между 2 и всеми клеммами или между 3 и всеми клеммами. Где контакты не прозваниваются, там ищите неисправность.

Реализация защиты токового типа

Асинхронный мотор представляет собой сложный электрический прибор, который подвержен поломкам. Если произойдет короткое замыкание, то сработает автоматический выключатель, установленный в распределительном щите.

При отказе вентилятора, который охлаждает обмотку и механические подвижные элементы, среагирует встроенная тепловая защита компрессора.

e263b674b9287391a093460c4218387c.jpgВнутренняя тепловая защита электродвигателя основана на позисторах. Она реагирует на общее изменение температуры внутри устройства, которое может иметь как внутренние, так и внешние причины

Однако может возникнуть ситуация, когда мотор длительное время (более 1 секунды) начинает потреблять ток больше номинального в 2-5 раз. Чаще всего это происходит при незапланированной нагрузке на валу, возникающей из-за заклинивания двигателя.

Сила тока возрастает, однако не достигает значений короткого замыкания, поэтому автомат не сработает. Причин отключения у тепловой защиты тоже нет, так как температура за такой короткий промежуток времени не изменится.

Единственный способ оперативно среагировать на возникшую ситуацию и избежать оплавления рабочей обмотки – срабатывание токовой защиты, которая может быть установлена в разных местах:

  • внутри компрессора;
  • в отдельном токозащитном реле;
  • внутри пускового реле.

Устройство, сочетающее функции включения пусковой обмотки и токовой защиты двигателя называют пускозащитным реле. Большинство компрессоров холодильников комплектуют именно таким механизмом.

Действие токовой защиты основано на трех принципах:

  • при увеличении силы тока возрастает сопротивление, что приводит к нагреву токопроводящего материала;
  • под действием температуры происходит расширение металла;
  • термический коэффициент расширения для разных металлов отличается.

Поэтому используют биметаллическую пластину, которая сварена из металлических листов с отличающимися коэффициентами расширения. Такая пластина изгибается при нагреве. Один ее конец фиксируют, а второй, отклоняясь, размыкает контакт.

ae3ca43127e64fb3b6f32c239c1f1152.jpgДля нагрева биметаллического размыкателя обычно располагают рядом спираль, через которую проходит электричество. Хотя иногда реализуют «прямой» вариант в виде токопроводящей пластины

Пластина рассчитана на температурное реагирование при прохождении тока определенной силы. Поэтому при замене пускозащитного реле необходимо проверить его совместимость с установленной моделью компрессора.

Схема термореле

Терморегулятор в холодильной установке играет роль устройства, поддерживающего работу в заданном температурном режиме путем периодического включения и отключения компрессора. На современном этапе применяется 2 вида термореле:

  • Механические устройства используются в старых холодильниках, а также у таких современных производителей, как Indesit, Stinol, Atlant.

cc79dc7ab22a18babde6561a41a4b948.jpg

Схема механического терморегулятора

Данное устройство манометрического вида. Сильфон и его трубка (запаянная гофрированная металлическая емкость) заполнены фреоном либо хлорметилом, находящимся в виде пара. Давление рабочей среды прямо пропорционально изменяется при изменении температуры. В конце трубки фреон находится в жидком состоянии и прижимается к испарителю.

При увеличении температурного показателя, возрастает давление сильфона на пружину, срабатывает рычаг, контакт замыкается. При уменьшении температуры все происходит наоборот. Режим размыкания контакта зависит от усилия пружины, которое регулируется ручкой управления.

  • Электронные термостаты используются в холодильниках таких производителей, как Samsung, Beko, LG.

Механические термореле в своей работе опираются на температуру в испарителе, а электронные собратья – на температуру воздуха в камере. Положительным моментом электронных моделей является возможность индикации температуры (то есть человек может визуально оценить работу термостата) и меньшая погрешность.

f31166e46f30a8a83a930629a19e2f59.jpg

Схема электронного термостата

Регулятором температуры в данной схеме служит термодатчик LM335. Устройство является стабилитроном, чувствительным к изменениям температуры. Климат в камере холодильника регулируется переменным сопротивлением R4. При повышении температуры воздуха на выходе компаратора TLC271 появляется сигнал, открывающий транзистор KT3102, который запускает холодильник. Соответственно при понижении температуры, на выходе компаратора появляется ноль, компрессор выключается.

Конструкция пускозащитного реле

Пускозащитное реле напоминает внешним видом таблетку или неопределенной формы. Это такой маленький элемент, находящийся непосредственно возле черного бочкообразного корпуса компрессора. Не задумывались, почему такой цвет сажи выбран окраской сердца холодильника?

4e071581eb291231911648dbcd66d2bf.jpg

Ответ прост: черный поглощает тепло, но также хорошо и излучает. В какую сторону движется процесс, определяет направление перепада температур компрессора и окружающей среды. Когда мотор горячий, то черный корпус отдает тепло воздуху. Кроме того неподалеку присутствует вентилятор, создающий принудительное охлаждение компрессора.

Схема коммутации пускозащитного реле холодильника:

  • Два входа:
  1. Фаза 220 В.
  2. Земля.
  • Три выхода:
  1. Пусковая обмотка асинхронного двигателя компрессора.
  2. Рабочая обмотка асинхронного двигателя компрессора.
  3. Земля.

Обычно узнать, что и куда подключается, можно по цвету проводов

В любом случае ремонт следует проводить осторожно. Землю компрессора проще узнать, если соскоблить чуть-чуть краски с корпуса, прозвонить три контакта

Но этот метод оставляется напоследок, когда остальные не помогли.

Индукционные пускозащитные реле ДХР крепятся на неподвижную раму и работают в паре с компрессорами ДХМ. После обозначения может идти цифра, которая одинакова у обоих устройств. Различие конструкций в рабочем напряжении и токах срабатывания и отпускания. Для ускорения разрыва цепи при перегреве за биметаллической пластиной расположен магнит. Если металл попадает в поле действия, то срабатывание системы ускоряется. Магнит служит и для того, чтобы удержать биметаллическую пластину с разомкнутым контактом чуть дольше, чем нужно для нормализации температуры. Это дополнительная защитная мера.

Индукционное реле компрессора холодильника РТП отличается тем, что может находиться и на проводе. Не обязательно крепить к раме. Работа ведется с компрессорами ДХМ 3 и 5. Отличие от ДХР в несколько меньшем токе срабатывания. Это позволит надежнее защитить компрессор. Ток отпускания такой же. Умельцы используют холодильные компрессоры, изготавливая аппараты высокого давления, ресиверы. Накачивают шины, используют пневматическое оборудование.

Прежде чем купить реле для холодильника, убедитесь, что изделие соответствует типу компрессора. Затем элемент необходимо правильно установить. Лучше брать именно ту марку, которая имелась до ремонта. Если реле холодильника Бирюса оснащена типом РТК, лучше такое и брать, несмотря на то, что для двигателя ДХМ подойдут также и РТП, и ДХР. Совместимость устройств помогут определить справочные таблицы. Указывают необходимые технические сведения.

Принцип действия пускозащитного реле

Пусковую катушку нужно отключить, когда обороты набраны. В момент старта обмотки потребляют большой ток, эффект позволяет отследить момент перекоммутации. Пусковое реле холодильника выполняет защитные функции (не всегда). Опцию реализует разогрев чувствительного элемента электрическим током. Порог превышен — цепь разрывается, невзирая, достигнут нужный режим холодильника согласно показаниям термостата или нет. Придумано две схемы работы пускового реле (одновременно может быть защитным):

ab3dbb5f4af6427a9aa1845e8a8bfeee.jpg

  1. «Таблетки» работают на основе материала, расширяемого нагревом. Изначально рабочий элемент холодный, пусковая обмотка потребляет ток, обеспечивая плавный пуск асинхронного двигателя. Постепенно температура таблетки поднимается, вызывая размыкание контакта, включенной остается рабочая катушка. Полагаем, для поддержания режима внутри реле установлен механизм предотвращения охлаждения таблетки. Дроссель рабочей обмотки, греющий элемент. Если таблеточное реле ломается, часто внутри можно услышать шорох рассыпавшегося порошка, изменяя положение корпуса прибора.
  2. Индукционные реле основаны на действии электромагнитов. При запуске ток большой и за счет этого сердечник прижимает контакты пусковой катушки. Со временем потребление двигателя падает. В результате сила тока уже не уравновесит пружину, контакты пусковой катушки размыкаются. Обратите внимание: важно сориентировать реле в пространстве правильно. Часто сердечник падает, увлекаемый действием силы тяготения. Зато и тестировать такие элементы гораздо проще: повертите из стороны в сторону, чтобы контакты пускового реле изменяли сопротивление от нуля до бесконечности.

С таблетками часто идут в одном корпусе тепловые реле на биметаллической пластине. Через него проходит ток рабочей катушки. Как только величина превысит порог срабатывания, то контакты размыкаются, останавливая компрессор. Схема реле холодильника биметаллического типа основана на нагреве чувствительного элемента. В этом нет ничего сложного! Две пластины приварены друг к другу плотно. Коэффициент расширения металлов в них различен. Когда происходит нагрев двойная пластина изгибается в сторону материала, который меньше удлиняется. Становится возможным срабатывание реле. Такая схема часто применяется бытовой техникой.

42fa9b04e1d4ebedb6c910a09d4302e2.jpg

В индукционных реле часто используется нагревающаяся спираль. Здесь материал уже один. Но греет (!) биметаллическую пластину. Через спираль проходит ток рабочей катушки. Если ампераж слишком велик, то биметаллическая пластина разрывает контакты. У индукционного пускозащитного реле виды неисправностей следующие:

  • перегорела спираль, в этом случае контакты не будут звониться в любом положении;
  • заклинило сердечник, запуск двигателя не выполняется, или мотор глохнет через 5 – 10 секунд;
  • нарушен режим работы пластины, холодильник отключается даже в нормальном режиме.

Хотим обратить внимание: тепловая защита полностью аварийная. В нормальном режиме работы срабатывать реле не должно

В то же время пусковая функция сопровождает холодильник в течение периода эксплуатации. Процесс переключения сопровождается легким щелчком. Пускозащитное реле в холодильнике часто слышим, когда прибор работает.

Однофазное реле напряжения РН-113

Реле напряжения РН-113 предназначено для отключения бытовой и промышленной однофазной нагрузки 220 В, 50 Гц при недопустимых колебаниях напряжения в сети с последующим автоматическим включением после восстановления параметров сети

a2ab5c10faa585edb5ea02b5594391e1.jpgПри мощности нагрузки до 7 кВт (менее 32 А) отключение производится непосредственно выходными контактами реле, включенными в разрыв питания нагрузки.

При мощности нагрузки превышающей 7 кВт (более 32 А) отключение производится магнитным пускателем (МП) соответствующей мощности (МП в комплект не входит), в разрыв питания катушки которого включены выходные контакты реле.

Реле может работать в четырех независимых режимах, как:

На лицевую панель устройства выведен индикатор состояния нагрузки (включена / отключена) и трехразрядный семисегментный индикатор, который, в зависимости от состояния устройства, индицирует:

  • текущее действующее значение напряжения;
  • точное значение устанавливаемого параметра;
  • время оставшееся до момента повторного включения нагрузки;
  • аварийное отключение нагрузки (мигание текущего значения напряжения).

Ручки потенциометров, расположенных на лицевой панели, позволяют пользователю установить:

  • порог срабатывания по максимально допустимому значению напряжения;
  • порог срабатывания по минимально допустимому значению напряжения;
  • задержку времени включения нагрузки после восстановления параметров сети.

Технические характеристики

Номинальное напряжение, В 220
Частота сети, Гц 48 — 52
Диапазон регулирования срабатывания по Umin, В 160 — 220
Диапазон регулирования срабатывания по Umах, В 230 — 280
Диапазон регулирования времени автоматического повторного включения, с 5 — 900
Фиксированное время срабатывания по Umах, с 1
Фиксированная задержка отключения по Umin, с 12
Фиксированное время срабатывания при снижении напряжения более 50 В от уставки по Umin, с 0,2
Фиксированное время срабатывания при повышении напряжения более 30 В от уставки по Umах, с 0,2
Максимальный коммутируемый ток (активной нагрузки), А 32
Точность определения порога срабатывания по напряжению, В 3
Минимальное напряжение, при котором сохраняется работоспособность, В 100
Максимальное напряжение, при котором сохраняется работоспособность, В 420
Гистерезис (коэффициент возврата по напряжению), В, не менее 5
Диапазон рабочих температур, °С от -35 до +55
Температура хранения, °С от -45 до +70
Суммарный ток потребления от сети, мА до 15
Коммутационный ресурс выходных контактов под нагрузкой 16А, раз, не менее 100 тыс.
Коммутационный ресурс выходных контактов под нагрузкой 5А, раз, не менее 1 млн.
Габаритные размеры, (два модуля типа S), мм 52 х 90 х 66
Масса, кг, не более 0,150
Климатическое исполнение УХЛ 3.1

Лицевая панель реле напряжения РН-113

7e5087fe3e6b985b3ecfbf23e219538d.pngНазначение ручек управления и контактов на лицевой панели реле напряжения РН-113

  1 — входные контакты  2 — незадействованные контакты  3 — незадействованные контакты  4 — входные контакты  5 — выходные контакты  6 — выходные контакты  7 — выходные контакты  8 — индикатор включения нагрузки  9 — выключатель контроля максимального напряжения (Umax)10 — выключатель контроля минимального напряжения (Umin)11 — трехразрядный семисегментный индикатор12 — регулировка времени АПВ13 — регулировка порога срабатывания реле по минимальному напряжению (Umin)14 — регулировка порога срабатывания реле по максимальному напряжению (Umax)

Схема подключения реле напряжения РН-113

0d47a4de00c85e9ca2772c9f17895113.pngСхема подключения реле напряжения РН-113 и нагрузки

По вопросам приобретения и установки обращаться по телефонам: 8-701-513-70918-705-513-70918-707-513-7091

electromaster.kz

Местоположение устройства

Реле компрессора РТП-моделей имеет некоторые отличия, и может быть расположено на проводе (без крепления к раме). Рабочий процесс, при этом, осуществляется с компрессором ДХМ, и отличается от ДХР меньшими показателями тока при срабатывании. Такое устройство дает возможность качественно защищать компрессор при наличии подобного тока опускания.

Перед покупкой реле, важно проверить его соответствие с типом компрессора. Качественная установка также имеет значение

Оптимальным вариантом при выборе устройства является приобретение марки изделия, аналогичного установленному ранее.

Схема подключения магнитного пускателя на 380 В

Подключение к 380 В практически не отличается от первого варианта, различие лишь в питающем напряжении магнитной катушки. В данном случае питание осуществляется с использованием двух фаз L2 и L3, тогда как в первом случае — L3 и ноль.

d1e5d3bb4a15379840bec4ebfd53a4b3.jpg

На схеме видно, что катушка пускателя (5) питается от фаз L1 и L2 при напряжении 380 В. Фаза L1 присоединяется напрямую к ней, а фаза L2 – через кнопку 2 «стоп», кнопку 6 «пуск» и кнопку 4 теплового реле, соединенные последовательно между собой. Принцип действия такой схемы следующий: После нажатия кнопки 6 «пуск» через включенную кнопку 4 теплового реле напряжение фазы L2 попадает на катушку магнитного пускателя 5. Происходит втягивание сердечника, замыкающее контактную группу 7 на определенную нагрузку (электродвигатель М), при этом подается ток, напряжением 380 В. В случае выключения «пуск» цепь не прерывается, ток проходит через контакт 3 – подвижный блок, замыкающийся при втягивании сердечника.

9d147414670b0f378634aa5f92f71448.jpg

При аварии в обязательном порядке должно сработать теплового реле 1, его контакт 4 разрывается, отключается катушка и возвратные пружины приводят сердечник в исходное положение. Контактная группа размыкается, снимая напряжение с аварийного участка.

Принцип действия пусковой схемы

Все элементы пусковой схемы, кроме самого двигателя, помещаются в специальный щиток или коробку. На пусковом устройстве имеются кнопки, с помощью которых выполняется запуск и остановка двигателя. Они называются, соответственно, «Пуск» и «Стоп». Они могут располагаться на передней части щитка или в другом месте, удобном для управления всеми процессами. К щитку с пусковым оборудованием выполняется подводка трехфазного напряжения от основного распределительного щита. Из пускового щитка кабель подводится непосредственно к электродвигателю.

7adf0bad6bec8403248638cb852f29a5.jpg

Принцип работы всего устройства достаточно простой. На каждую фазную клемму поступает напряжение. Чтобы запустить асинхронный двигатель должен сработать магнитный пускатель. Во время срабатывания замыкаются все три контакта, благодаря напряжению, подаваемому на обмотку пускателя. Каждая катушка, в том или ином магнитном пускателе, рассчитана на определенное значение напряжение. Поэтому, каждое пусковое устройство предназначено для определенных условий и конкретного оборудования. Диапазон действия катушек составляет от 12 до 380 вольт.

Схема подключения магнитного пускателя на 220 В

23b20d0c1797da0f6d59ce0c0d0c12b7.jpg

Здесь ток на магнитную катушку КМ 1 подается через тепловое реле и клеммы, соединенных в цепь кнопок SB2 для включения — «пуск» и SB1 для остановки — «стоп». Когда мы нажимаем «пуск» электрический ток поступает на катушку. Одновременно сердечник пускателя притягивает якорь, в результате чего происходит замыкание подвижных силовых контактов, после чего напряжение поступает на нагрузку. При отпускании «пуск» не происходит размыкание цепи, поскольку параллельно этой кнопке выполнено подключение блок-контакта КМ1 с замкнутыми магнитными контактами. Благодаря этому на катушку поступает фазное напряжение L3. При нажатии «стоп» питание отключается, подвижные контакты приходят в исходное положение, что приводит к обесточиванию нагрузки. Те же процессы происходят при работе теплового реле Р – обеспечивается разрыв ноля N, питающего катушку.

Запуск однофазного асинхронного электродвигателя

По своей сути моторы компрессоров, установленных в современные холодильники, представляют собой однофазные асинхронные электродвигатели с пусковой обмоткой. Их основными компонентами являются вращающийся ротор и стационарный статор.

Ротор представляет собой полый цилиндр, выполненный из токопроводящего материала или содержащий короткозамкнутую проводку.

Статор включает две обмотки: рабочую (основную) и пусковую (стартовую). Они взаиморасположены под углом 90 градусов, либо имеют противоположное направление намотки – так называемый «бифиляр».

Переменный ток, проходя по основной обмотке, создает магнитное поле с изменяющимся вектором.

c3f60e1d6ef0e5cb62a3c22147ef63a7.jpgПульсирующее поле можно разложить на два, вращающихся с одинаковым периодом, но в противоположных направлениях. Так легче понять физическую сущность процесса воздействия на ротор

Если ротор не статичен, то по закону электромагнитной индукции двигатель будет развивать или тормозить вращающий момент, так как скольжение относительно прямо- и обратнонаправленного магнитного потока отличается.

Поэтому для поддержания движения достаточно переменного тока, проходящего по рабочей обмотке.

Если ротор неподвижен, то при одинаковом скольжении относительно магнитных потоков результирующий электромагнитный момент будет равен нулю. В этом случае необходимо создать пусковой момент. Для этого и нужна стартовая обмотка.

Токи в обмотках должны быть сдвинуты по фазе, поэтому в двигатель внедряют фазосмещающий элемент – регистр, дроссель или конденсатор. После достижения ротором необходимого вращения, подача электричества на стартовую обмотку прекращается.

Таким образом, для старта однофазного асинхронного электродвигателя необходимо прохождение тока по двум обмоткам, а для поддержания вращения ротора – только по рабочей.

Для регулирования этого процесса в цепи перед компрессором холодильника и устанавливают пусковое реле.

d494b3218931a74d692a5397e6afda04.jpgРеле располагают близко от компрессора и таким образом, чтобы его можно было легко снять. Именно с проверки этого узла начинают, когда двигатель работает проблемно

Как проверить реле агрегата

Необходимость в проверке пускозащитного реле возникает, если камера холодильника Норд 233 не охлаждается должным образом. Схема работает следующим образом: реле-дополнительная обмотка мотора-компрессор-активация рабочей обмотки-отключение пускового механизма.

e74907fb6ec84efc0dadd8b10cfc1957.jpg

Пускозащитное реле

До тех пор, пока температурный датчик и пускозащитное реле остаются в покое, мотор-компрессор качает хладагент. Прекращение этого процесса случится при:

  1. перегревании мотора-компрессора;
  2. забивании фильтра;
  3. превышение температурного режима обмотки двигателя.

Чтобы проверить работоспособность пускозащитного реле, необходимо его разобрать. Для этого отделяют крышку, обычно она держится на специальных защелках, которые с легкостью отделяют посредством плоской отвертки. Далее открываются контакты, шток, катушка с сердечником. После с помощью тестера нужно проверить сопротивление. Если полученный результат нулевой, то пусковое реле в порядке. Когда все наоборот, без нового пускозащитного реле холодильника не обойтись. Возможно, что даже ремонт будет бесполезен и повторное подключение это докажет.

Детали холодильника

Также следует обратить внимание на контакты биметаллической пластины и катушки с сердечником. Они часто обгорают в процессе

Если отсутствуют подобные повреждения, то остается лишь «прозвонить» реле. Порядок работ изображен на фото, расположенных ниже.

Схема управления реверсивным электродвигателем

Еще одна широко используемая схема включения реле / пускателей для управления реверсивным электродвигателем приведена на рисунке 2.

9ebae9b532e5b3bfa208839ddae5cbdf.pngРисунок 2. Схема управления реверсивным электродвигателем

K1, K2 – реле / пускатель ~220 Вольт с 4 нормально разомкнутыми контактами и одним нормально замкнутым.
SB1, SB2 – кнопки «Вперед», «Назад» с одним нормально разомкнутым контактом.
SB3 – кнопка «Стоп» с 1 нормально замкнутым контактом

Принцип действия

При нажатии кнопки SB1Вперед»), напряжение ~220 Вольт подается через нормально замкнутый контакт SB3 кнопки «Стоп» и нормально замкнутый контакт K2.2 реле K2 на катушку реле K1.

Оно замыкает свой контакт самоподхвата K1.1, удерживая таким себя во включенном состоянии.

Кроме того, оно размыкает нормально замкнутый контакта K1.2 в цепи кнопки SB2 «Назад», предотвращая этим самым срабатывание реле K2 при нажатии кнопки «Назад». Иначе бы произошло короткое замыкание между фазами «B» и «С».

При нажатии кнопки SB3Стоп»), цепь питания катушки реле K1 разрывается, оно переходит в исходное состояние, отключая силовые цепи питания электродвигателя.

При нажатии кнопки SB2Назад»), напряжение ~220 Вольт подается через нормально замкнутый контакт SB3 кнопки «Стоп» и нормально замкнутый контакт K1.2 реле K1 на катушку реле K2. Оно замыкает свой контакт самоподхвата K2.1, удерживая таким себя во включенном состоянии.

Кроме того, оно размыкает нормально замкнутый контакта K2.2 в цепи кнопки SB2 «Вперед», предотвращая этим самым срабатывание реле K1 при нажатии кнопки «Вперед».

Силовые цепи питания электродвигателя собраны так, что при срабатывании реле K2, фазы «B» и «С» меняются местами и электродвигатель вращается в обратную сторону.

При нажатии кнопки SB3Стоп»), цепь питания катушки реле K2 разрывается, оно переходит в исходное состояние, отключая силовые цепи питания электродвигателя.

Замечания.

Для повышения надежности схемы, существуют промышленные блоки управления реверсивным электродвигателем, в которых кроме электрического блокирования включения противоположных реле / пускателей, применяются и механические рычаги блокирования одновременного срабатывания двух реле K1 и K2. В редких случаях это может происходить, когда силовые контакты одного из реле подгорели (залипли).

 

-1 33. . , , .

 

B | WEB | | | | | | / | | | |

-1 3(3):
0c644792b6fa102d88f63fb2c1fee4ea.jpg Реле апжеи дл кдииев Р-1 : амее-длкий лекмеаиекий .авд (—З), : ALL-BIZ.INFO: каиаWEB http://1262.ua.all-biz.info/cat.php?oid=18584 , 36.4   PDF    «- «
:
00e616c77b87e81d839cb9dbc0a22422.gif  -1 PDF, 106.9   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «» — , , , , , ().
:
00e616c77b87e81d839cb9dbc0a22422.gif  20, 20 PDF, 408.5   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
00e616c77b87e81d839cb9dbc0a22422.gif  20, 20 PDF, 420.9   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
00e616c77b87e81d839cb9dbc0a22422.gif  : , PDF, 557.3   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
:
00e616c77b87e81d839cb9dbc0a22422.gif  PDF, 829.5   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
00e616c77b87e81d839cb9dbc0a22422.gif  PDF, 161.3   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
00e616c77b87e81d839cb9dbc0a22422.gif  PDF, 927.6   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
00e616c77b87e81d839cb9dbc0a22422.gif  PDF, 506.4   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
00e616c77b87e81d839cb9dbc0a22422.gif  PDF, 529   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
00e616c77b87e81d839cb9dbc0a22422.gif  ( ) PDF, 399.8   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
f935075b605632b18c03bf3df95f210c.jpg  ABB. 2005 , 7   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
5b85ed289d0a0b4b180393a953cf1386.jpg  ABB. , ‘ ‘ 2005 , 6   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
9b824a9a9b6bb6f2037aeb2a170ab459.jpg  ABB. 2004 PDF, 6’080.4   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
d69ca2fd1e31fe83b970a1b4f8ae06dd.jpg  F&F. 2012 (en) PDF, 10’576.8   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
85ca9da93ce2d07bc09dbf5addf6f63e.jpg  Finder. 2012 PDF, 80’142.4   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
a5ad372bf7bf27f8433fe2a3685e2230.jpg  Finder. 2006-2007 , 49   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
982f804b7cbf61ff778b0ce3359f7e6c.jpg  Finder. 2010-2011 PDF, 61’987.7   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
104189b70751570cff95026f14ff3c0a.jpg  Finder. ̆ 2012-2013 PDF, 8’728.9   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
b35764f1aabf3c9740ba3b70124b5e34.jpg  IEK. . . 2014 PDF, 4’848.5   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
75774f17dabc08757c6c56bc3a734006.jpg  KEAZ-Optima. c DIN- OptiDin PDF, 12’947   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
b1f44f879ff9216ca6943dda535234b5.jpg  Legrand. 2005-2006 , 13   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
1727c785d6336e133eb91e71ada95892.jpg  Legrand. . 2011 (.156-197 ) PDF, 14’241.6   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
84e7b01a9442430e7ead656e6a1d7c10.jpg  Legrand. 2013-2014 ( . 46-219 ) PDF, 18’709.2   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
20c714ade0bfb9923384f9de9712a5d7.jpg  Moeller. 2006 , 17   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»
09893ab09f70264605a43aa82e32ed25.jpg  Rade Koncar. 2012 PDF, 69’286.3   0be31a2d06d0ac618f0e443d2fda56ec.jpg «»

    

Выводы и полезное видео по теме

Обзор принципа действия, типов и основных неисправностей пускозащитного реле:

Признаки поломок распространенного пускового реле РКТ. Подключение внешнего конденсатора для компенсации нестабильного напряжения:

Прозвон двигателя и реле. Ремонт катушки:

Несложная конструкция пускового реле позволяет самостоятельно находить неисправности и легко устранять их. Для этого не нужны глубокие знания в электрике или специальный инструмент. Однако необходимо соблюдать пунктуальность, так как от качества проведенных работ зависит функциональность дорогостоящего оборудования.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here