Домой Электрика Шины электрические: описание, маркировка, обозначение нулевой шины на схеме

Шины электрические: описание, маркировка, обозначение нулевой шины на схеме

143
0

1.31

При расположении шин «плашмя» или «на ребро» в распределительных устройствах (кроме комплектных сборных ячеек одностороннего обслуживания (КСО) и комплектных распределительных устройств (КРУ) 6-10 кВ, а также панелей 0,4-0,69 кВ заводского изготовления) необходимо соблюдать следующие условия:

1. В распределительных устройствах напряжением 6-220 кВ при переменном трехфазном токе сборные и обходные шины, а также все виды секционных шин должны располагаться:

а) при горизонтальном расположении:

одна под другой: сверху вниз A-B-C;

одна за другой, наклонно или треугольником: наиболее удаленная шина A, средняя — B, ближайшая к коридору обслуживания — C;

б) при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником):

слева направо A-B-C или наиболее удаленная шина A, средняя — B, ближайшая к коридору обслуживания — C;

в) ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания (при наличии трех коридоров — из центрального):

при горизонтальном расположении: слева направо A-B-C;

при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником): сверху вниз A-B-C.

2. В пяти- и четырехпроводных цепях трехфазного переменного тока в электроустановках напряжением до 1 кВ расположение шин должно быть следующим:

при горизонтальном расположении:

одна под другой: сверху вниз A-B-C-N-PE(PEN);

одна за другой: наиболее удаленная шина A, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — PE(PEN);

при вертикальном расположении: слева направо A-B-C-N-PE(PEN) или наиболее удаленная шина A, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — PE(PEN);

ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания:

при горизонтальном расположении: слева направо A-B-C-N-PE(PEN);

при вертикальном расположении: A-B-C-N-PE(PEN) сверху вниз.

3. При постоянном токе шины должны располагаться:

сборные шины при вертикальном расположении: верхняя M, средняя (-), нижняя (+);

сборные шины при горизонтальном расположении:

наиболее удаленная M, средняя (-) и ближайшая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания;

ответвления от сборных шин: левая шина M, средняя (-), правая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания.

В отдельных случаях допускаются отступления от требований, приведенных в пп.1-3, если их выполнение связано с существенным усложнением электроустановок (например, вызывает необходимость установки специальных опор вблизи подстанции для транспозиции проводов воздушных линий электропередачи — ВЛ) или если на подстанции применяются две или более ступени трансформации.

ГЗШ,защитная шина PE, и нулевая шина N

Прежде чем перейти к выбору:  ГЗШ (главная заземляющая шина), шине заземления РЕ и нулевой (рабочей) шине N, разберемся с обозначением системами заземления: ТN-С, ТN-S, ТN-С-S, ТТ; а так же с обозначениями PE и N — проводниками,   в     ПУЭ 7-го  (пп. 7.1.36, 7.1.45).

Главная заземляющая шина (определение по ПУЭ):

1.7.119. Главная заземляющая шина может быть выполнена внутри вводного устройства электроустановки напряжением до 1 кВ или отдельно от него. Внутри вводного устройства в качестве главной заземляющей шины следует использовать шину РЕ. При отдельной установке главная заземляющая шина должна быть расположена в доступном, удобном для обслуживания месте вблизи вводного устройства. Сечение отдельно установленной главной заземляющей шины должно быть не менее сечения РЕ (pen)-проводника питающей линии. Главная заземляющая шина должна быть, как правило, медной. Допускается применение главной заземляющей шины из стали. Применение алюминиевых шин не допускается. В конструкции шины должна быть предусмотрена возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников. Отсоединение должно быть возможно только с использованием инструмента.

af14914b83b1f398692a4bd32084ce88.jpg

Рис. 1

В местах, доступных только квалифицированному персоналу (например, щитовых помещениях жилых домов), главную заземляющую шину следует устанавливать открыто. В местах, доступных посторонним лицам (например, подъездах или подвалах домов), она должна иметь защитную оболочку — шкаф или ящик с запирающейся на ключ дверцей. На дверце или на стене над шиной должен быть нанесен знак рис. 1.

Назначение главной заземляющей шины (ГЗШ):

ГЗШ — шина, являющаяся частью заземляющего устройства (см. примечание ниже)электроустановки до 1 кВ и предназначенная для присоединения нескольких проводников с целью заземления и уравнивания потенциалов в каждой электроустановке здания, которая соединяет между собой следующие проводящие части:

0bfe7fbbd717dbce5238e162ac98ec16.jpg

Рис. 1 Общий вид щита ГЗШ

  •     Заземляющий проводник, присоединенный к естественному или искусственному заземлителю (если заземлитель имеется).
  •     Металлические трубы коммуникаций, входящих в здание (трубы горячего и холодного водоснабжения, канализации, отопления, газоснабжения и т.п.).
  •     Металлический каркас здания.
  •     Металлические части централизованных систем вентиляции и кондиционирования.
  •  При наличии децентрализованных систем вентиляции и кондиционирования металлические воздуховоды следует присоединять к шине РЕ шкафов питания кондиционеров и вентиляторов.
  •      Систему молниезащиты.
  •   Заземляющий проводник функционального (рабочего) заземления, если такое имеется и если отсутствуют ограничения на присоединение цепей функционального заземления к заземляющему устройству защитного заземления.

А так же ГЗШ может быть использована для разрыва цепи заземляющего устройства, с целью измерения сопротивления растеканию тока.

Структура условного обозначения  ГЗШ – ХХ – УХЛ4 ТВ:

395bcb005fbefc0a29ef7b3bf2227009.jpg

Общий вид ГЗШ: 6a1baeed9a80413afe95160109cdfe10.jpg    Как уже отмечалось ранее, ГЗШ может быть выполнена внутри вводного устройства и отдельно от него, может устанавливаться как открыто (при условии доступа только квалифицированному персоналу), так и закрыто, выполнена из меди или из стали (см. Рис.2). Применение алюминиевых шин не допускается. При этом предусматривается  обязательная возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников (т.е. каждый проводник крепится отдельно, отсоединение должно быть возможно только с использованием инструмента).

c669f27e7ea4e7a9591cd968bf59f809.png

Рис. 2 (а) ГЗШ из меди

3e6d6c1eab9868bed55dea1ea77e487f.png

Рис . 2 (б) ГЗШ из стали

ffe178e17f3e2de987f902d1bf1568c2.png

Рис. 2 (в) ГЗШ из горячеоцинкованной стали

Шины заземления РЕ И N:

Шины применяются в производстве щитового оборудования для присоединения нулевых рабочих проводников (N) и проводников заземления защиты (PE) из меди, латуни и алюминия.

Пример ниже шины защитного заземления РЕ с токовой нагрузкой 63 А и креплением на Din-рейку:

Технические характеристики шины заземления РЕ (ток 63 А):

9cbdcf74a99372f9dea48f3c5cf1ac97.png

Вид шины заземления РЕ  (63 А) с креплением на DIN-рейку (рис. 3) и нулевой рабочей шины N (рис. 4):

5b67137030f7f10ce6d2c8820646f613.jpg

Рис. 3

6f0f321a04d77f8b9370a602039725c8.jpg

Рис. 4

Далее рассмотрим:  (см. продолжение статьи)     Обозначения цветов изоляторов шин РЕ и N, назначение и определение шин РЕ и N и схемы соединения.

Примечание:

В данной статье не рассматривается заземление и заземляющее устройство устройство, т.к. эти разделы опубликованы ранее на сайте, см.  статьи:   Заземление ЭУ      Паспорт заземляющего устройства.

Вернутся в раздел:       Электрика

energetik.com.ru

Буквенная маркировка

Правильно прочитать схему, определить тип шины или провода поможет буквенное обозначение. Как и цвета, буквы имеют свою расшифровку.

Провода и шины электрические при переменном токе расшифровываются следующим образом:

  • L – проводник однофазной сети.
  • L с цифрами 1, 2 или 3 – проводник в трехфазной сети.
  • N – нулевой проводник (или нейтральный).
  • М – средний проводник.
  • РЕ – заземляющий проводник (защитный).
  • PEN – совмещенные нулевые проводники (защитный и рабочий).

При постоянном токе обозначения будут иметь следующий вид:

  • L+ – проводник плюсовой (или положительный).
  • L- – проводник минусовой (или отрицательный).

Все эти маркировки и обозначения носят обязательный характер. Они регулируются принятыми регламентами.

Запомнить все это сразу сложно. Но опытный электрик знает все это. Такая маркировка позволит определить, где и что подключено. А простому человеку этого будет достаточно, чтобы понять, к примеру, какая необходима шина для автоматов электрических. Она может понадобиться при ремонте электрической проводки в доме. К ней позже легко подключить дополнительные источники.

 

Правила установки

Монтаж НШ возможен как на специальную рейку, так и в электрический щиток. Предусмотрены варианты установки как закрытым, так и открытым способом. Открытый способ прекрасно подходит для шкафа, который будет закрытым для доступа посторонних лиц. Закрытый вариант используется в ситуациях, когда применяется оборудование, подключаемое к очень важным элементам. В качестве примера можно привести розетку силового типа для различного электрического инструмента.

2ed36161d0c135091be818230ae99809.jpg

На видео ниже наглядно показывается, как установить НШ на DIN-рейку и как ее можно надежнее зафиксировать:

Вот мы и рассмотрели устройство и назначение нулевой шины. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!

Наверняка вы не знаете:

Обозначение электропроводки

ПУЭ, -Минэнерго РФ, -6-е изд., перераб. и доп., с измен., 2003.

Согласно российского ПУЭ электропроводка должна обеспечивать возможность легкого распознания по всей длине проводников по цветам:

  • голубого цвета — для обозначения нулевого рабочего или среднего проводника электрической сети;
  • двухцветной комбинации зеленожелтого цвета — для обозначения защитного или нулевого защитного проводника;
  • двухцветной комбинации зеленожелтого цвета по всей длине с голубыми метками на концах линии, которые наносятся при монтаже — для обозначения совмещенного нулевого рабочего и нулевого защитного проводника;
  • черного, коричневого, красного, фиолетового, серого, розового, белого, оранжевого, бирюзового цвета — для обозначения фазного проводника.

1.32

Электроустановки по условиям электробезопасности
разделяются на электроустановки напряжением до 1 кВ и электроустановки
напряжением выше 1 кВ (по действующему значению напряжения).

Безопасность обслуживающего персонала и посторонних лиц
должна обеспечиваться выполнением мер защиты, предусмотренных в гл.1.7, а также
следующих мероприятий:

соблюдение соответствующих расстояний до токоведущих частей
или путем закрытия, ограждения токоведущих частей;

применение блокировки аппаратов и ограждающих устройств для
предотвращения ошибочных операций и доступа к токоведущим частям;

применение предупреждающей сигнализации, надписей и
плакатов;

применение устройств для снижения напряженности
электрических и магнитных полей до допустимых значений;

использование средств защиты и приспособлений, в том числе
для защиты от воздействия электрического и магнитного полей в
электроустановках, в которых их напряженность превышает допустимые нормы.

Маркировка при переменном трехфазном токе

Определить элементы электроустановок помогут «подсказки», которые выражаются в цветовом и буквенном обозначении шин и проводов. Они выбираются неслучайно. Их регламентируют стандарты.

Существует два способа цветового обозначения шин. Первый подразумевает, что маркировка электрических шин наносится на этапе изготовления. Производитель использует изоляцию разных цветов. Второй подойдет в тех случаях, когда изделие имеет один цвет. В таких ситуациях используют цветную изоленту, с помощью которой отмечают разные фазы.

2da021cd7e3813e203865788553b5d8c.jpg

В случае с трехфазным током маркировка будет выглядеть так:

  • Фаза «А» окрашивается в желтый цвет.
  • Фаза «В» окрашивается зеленым цветом.
  • Фаза «С» окрашивается красным цветом.

Цветовая и буквенная маркировка шин и проводов

Для быстрого чтения схем и легкого определения разных элементов электроустановок были регламентированы цветовые и буквенные обозначения шин и проводов. Они четко прописаны в ПУЭ главы 1.1.29 и 1.1.30 и в ГОСТе Р 50462-2009.

Следует придерживаться этих правил. Это позволит любому электрику быстро разобраться в вашем распределительном щите. Еще согласитесь, что вы не раз задавались вопросом, а каким цветом сделать «фазу», а каким «нуль». Ниже вы найдете ответы на ваши вопросы.

Цветовая маркировка шин и проводов

Цветовая маркировка выполняется с помощью окраски изоляции токопроводящих жил в разные цвета. Это делается на заводе. Также возможна цветовая идентификация на концах провода в месте его подключения. Допустим, у вас есть одножильный провод одного цвета. Можно им подключить все три фазы и пометить разные фазы соответствующей разноцветной изолентой. Как это сделано на фото ниже.

Идем дальше…

ГОСТом Р 50462-2009 запрещено отдельное использование зеленого и желтого цветов по отдельности при маркировке проводников. Они обязательно должны быть в комбинации желто-зеленого цвета.

Комбинацией желто-зеленого цвета обозначается защитный проводник.

c7ce50e12367c549cda6937d23c21028.jpg

Синим цветом маркируется нейтральный и средний проводники.

Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники обозначают желто-зеленым цветом по всей длине и синей меткой на концах в месте подключения или наоборот синим цветом по всей длине и с желто-зелеными метками на концах.

Предпочтение фазным проводникам отдается таким цветам: черный, коричневый и серый. Хотя часто попадаются кабели с другой маркировкой жил. При переменном токе фазные проводники еще выделяют следующими цветами: красный, фиолетовый, розовый, оранжевый, белый, бирюзовый. Смотрите ПУЭ п.2.1.31.

f4d6798f83e89bd3de2ed0a92272b645.jpg

При трехфазном токе шины обозначаются следующим образом:

  • фаза А – желтым цветом;
  • фаза В – зеленым цветом;
  • фаза С – красным цветом.

В цепях постоянного тока согласно ГОСТа Р 50462-2009 провода маркируются следующим образом:

  • положительный проводник «+» — коричневым цветом;
  • отрицательный проводник «-» — серым цветом.

Согласно ПУЭ главы 1.1.30 шины при постоянном токе обозначаются так:

  • положительная шина «+» — красным цветом;
  • отрицательная шина «-» — синим цветом;
  • нулевая рабочая М шина – голубым цветом.

Честно сказать, работая с оборудованием связи, большинство которого питается постоянным током, я ни разу не встречал провода коричневого и серого цветов. Я работал на нескольких десятках или даже уже сотен узлов связи и там все «плюсовые» провода были красные, а «минусовые» синие или черные.

Буквенная маркировка шин и проводов

В электросхемах, паспортах, да и на самом оборудовании часто проводники и контакты для подключения имеют буквенную маркировку. Ниже привожу расшифровку этих буквенных обозначений при переменном токе.

  • L – фазный проводник в однофазной сети;
  • L1, L2, L3 – фазные проводники в трехфазной сети;
  • N – нейтральный (нулевой) проводник;
  • M – средний проводник;
  • PE – защитный проводник;
  • PEN — совмещенный нулевой защитный и нулевой рабочий проводники.

Расшифровка буквенных обозначений при постоянном токе:

  • «L+» — положительный (плюсовой) проводник;
  • «L-» — отрицательный (минусовой) проводник.

Этой информации думаю для вас будет достаточно, чтобы вы смогли определить, куда в люстре на клеммнике подключается «фаза», «нуль» и «земля», а также определить нужные провода на схеме.

Не забываем улыбаться:

Вступительный экзамен в ВУЗе. Экзаменатор:- Объясните, пожалуйста, почему крутится электромотор?- А потому что электричество.- Что ж это за ответ такой? Отчего же тогда допустим электрический утюг не крутится?- А потому что не круглый.- Ну хорошо, а электроплитка? Круглая? Почему она не крутится?- А потому что шершавая, трение в ножках.- Ладно… А лампочка! Электрическая! Круглая! Гладкая! Без ножек! Почему лампочка не крутится?- А лампочка-то как раз и крутится.- ???!!!- А вот когда вы ее в патроне меняете, что вы делаете? Вы ведь ее крутите!- Нда-а… в самом деле… кручу хм… Да! но ведь это я ее кручу, а не она сама…- Ну, знаете, само по себе вообще ничто не крутится! Вон электромотору тоже, небось, электричество нужно!

sam-sebe-electric.ru

Идентификация проводов

ГОСТ МЭК 60204-1-2002

Согласно ГОСТ МЭК 60204-1-2002 «ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ» если для идентификации проводов применяют маркировку цветом, могут быть использованы следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой (включая светло-голубой), фиолетовый, серый, белый, розовый, бирюзовый[1].

В целях безопасности цвета зеленый и желтый не должны использоваться, если имеется возможность спутать их с двухцветным сочетанием зеленыйжелтый.

Защитный провод должен быть легко распознаваем благодаря своей форме, расположению, маркировке или цвету. Когда используют обозначение цветом, это должно быть двухцветное сочетание зеленыйжелтый. Его используют по всей длине провода. Это сочетание предназначено только для защитного провода.

На изолированных проводах двухцветное сочетание зеленыйжелтый должно быть таким, чтобы на длине 15 мм один из цветов покрывал не менее 30%, но не более 70% поверхности провода, а другой цвет — оставшуюся часть.

Когда защитный провод легко различим благодаря своей форме, конструкции, расположению (например, провод с оплеткой) или когда изолированный провод труднодоступен, цветовое кодирование не является обязательным по всей длине. Однако концы или доступные части должны четко маркироваться графическим символом 417-МЭК-5019[2] или двухцветным сочетанием зеленыйжелтый.

Когда цепь включает нулевой провод, обозначаемый цветом, последний должен быть светло-голубым (МЭК 60446, 3.1.2). Если возможно разночтение, светло-голубой цвет не должен использоваться для обозначения других проводов. При отсутствии нулевого провода светло-голубой провод может быть использован для других целей, но только не в качестве защитного провода.

Когда используют обозначение цветом, применяемые в качестве нулевых неизолированные провода должны маркироваться светло-голубой полосой шириной от 15 до 100 мм, цвет, который дублируют на каждой оболочке, оборудовании или в каждом доступном месте, или же окрашивают в светло-голубой цвет по всей длине.

Идентификация других проводов должна осуществляться с помощью цвета (или целиком, или одной, или несколькими полосами), цифр, букв, а также путем их сочетания. Цифры должны быть арабскими, буквы — латинскими (прописными или строчными).

• Изолированные однополярные жесткие провода должны иметь следующее цветовое обозначение:

  • черный — силовые цепи переменного и постоянного тока;
  • красный — цепи управления переменного тока;
  • голубой — цепи управления постоянного тока;
  • оранжевый — цепи управления блокировкой с питанием от внешнего источника энергии.

Исключения относительно вышеперечисленного допустимы:

  • для внутренних кабелей на независимых приборах, приобретаемых отдельно с полным комплектом кабелей;
  • когда используемый изоляционный материал невозможно окрасить в нужные цвета;
  • когда используется многопроводный кабель, за исключением двухцветного сочетания зеленый-желтый.
[1]Примечание. Перечень цветов взят из МЭК 60757.
[2]
d59df7bd6dbfbfca1c8ce74b43890867.gif   Графический символ 417-МЭК-5019

Основные параметры

Шинопровод — это специальная конструкция, которая включает в себя определенное количество проводников, помещенных в защитный корпус. Это своеобразная шина, состоящая из алюминиевых или медных элементов, которые можно соединять в определенном порядке.

Состоит данное изделие из нескольких частей:

  • специальной секции, с помощью которой выполняется соединение ответвительных участков шинопровода;
  • ответвительные механизмы;
  • специальные сегменты, которые применяются в качестве переходников или соединителей.

Следует отметить, что шинопроводы могут собираться из нескольких частей, что позволяет формировать относительно сложные системы на определенных организациях.

Стандартные варианты устройств предназначаются для работы в условиях, где напряжение не превышает свыше 1000 В. Но существуют и другие типы изделий, которые изготавливаются под заказ и имеют конкретные параметры (размер секции, среда применения и технические характеристики).

Конструктивные особенности

При детальном рассмотрении конструкции, можно заметить, что она представляет собой токопроводящую жилу и основание, изготовленное из пластика, которое предназначено для установки на DIN рейку.

На фото внешний вид НШ:

af53a9fe3bc5d3c1d1a8fb6ae1dc7a09.jpg

Токопроводящая жила содержит в себе отверстия и зажимные болты, для фиксации проводников в ней, а также аккуратной и безопасной разводки внутри распределительного устройства проводников N. Различаются между собой НШ как способом монтажа (корпусом), так и количеством монтажных отверстий, соответственно длиной.

Для обеспечения качественного соединения, а также упрощения дальнейшего обслуживания, шина выполнена единым токопроводящим элементом достаточного размера из электротехнической меди или латуни. С различным количеством болтовых зажимов, к которым подводят нулевые (N) проводники.

Различают НШ в корпусе и шины заземления без корпуса, внешне токопроводящие элементы идентичны. Нулевую шину изготавливают в корпусе или устанавливают изолятор. Для правильного функционирования устройств дифференциальной защиты необходимо правильно произвести их подключение, а в распределительном щите разделить проводники N от PE. В случае металлического щита, это можно произвести только изолировав нулевой проводник от корпуса.

ШИНА ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ — это… Что такое ШИНА ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ

Энциклопедический словарь по металлургии. — М.: Интермет Инжиниринг. Главный редактор Н.П. Лякишев. 2000.

  • busbar
  • width of spectral lines

Смотреть что такое «Шина электрическая» в других словарях:

  • ШИНА (электрическая) — ШИНА электрическая, медный, алюминиевый, значительно реже стальной неизолированный проводник, используемый в качестве сильноточного токопровода (напр., в распределительных устройствах) …   Энциклопедический словарь
  • ШИНА ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ — см. Сборные шины …   Большой энциклопедический политехнический словарь
  • ШИНА — электрическая медный, алюминиевый, значительно реже стальной неизолированный проводник, используемый в качестве сильноточного токопровода (напр., в распределительных устройствах) …   Большой Энциклопедический словарь
  • Шина (электрич.) — Шина электрическая, медный, алюминиевый, реже стальной проводник (обычно прямоугольного или круглого сечения), используемый для больших токов (например, в электрических распределительных устройствах) …   Большая советская энциклопедия
  • электрическая шина — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN bar …   Справочник технического переводчика
  • ШИНА — (1) на транспорте обруч, монтируемый на обод (см.) транспортных машин. Различают Ш.: а) металлические кольцевые полосы, которыми стягивают ободы колёс для придания им жёсткости и уменьшения износа; б) пневматические (см. .) резиновая или… …   Большая политехническая энциклопедия
  • шина уравнивания потенциалов — (equipotential bonding busbar): Шина, являющаяся частью системы уравнивания потенциалов и обеспечивающая соединение нескольких проводников для целей уравнивания потенциалов. распределительная цепь (distribution circuit): Электрическая цепь,… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
  • шина — 3.3 шина (tyre): Приспособление, надеваемое на обод колеса машины для уменьшения износа колес и смягчения толчков при движении. Примечание Шины могут быть пневматическими или сплошными. Сплошные шины подразделяют на резиновые и нерезиновые… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
  • Шина PCI — Разъём 32 разрядной PCI на материнской плате Разъём 64 разрядной PCI в Power Macintosh G4 PCI (англ. Peripheral component interconnect, дословно  взаимосвязь периферийных компонентов)  шина ввода/вывода для подключения периферийных устройств к… …   Википедия
  • шина — ы; ж. [нем. Schiene] 1. Металлический обруч, надеваемый на обод колеса. Железные шины. Починить шину. 2. Резиновый обруч или наполненная сжатым воздухом специальная оболочка, надеваемые на обод колеса для увеличения амортизации и улучшения… …   Энциклопедический словарь

metallurgicheskiy.academic.ru

Характеристики

Сейчас установлены очень чёткие требования к выбору нулевых шин

Самое важное правило — это не превышение сечения провода аналогичного показателя в ГЗШ. Чтобы вы понимали, существует возможность ввода в ящик от одного и до четырёх десятков проводов

К примеру, для варианта 3 на 40 предусматривается провод, сечение которого достигает 3 миллиметров при максимально допустимом подключении четырёх десятков.

Что касается технических характеристик, некоторые из параметров мы предоставили в таблице ниже. У каждого производителя свои конструктивные особенности и характеристики нулевых шин. Для примера мы взяли продукцию компании IEK:

0e00fb8f393591ba297846d6d6b97fca.png

Что такое электротехнические шины Описание конструкций и принципов использования.

К промышленным объектам необходимо подводить электрическое снабжение определённым образом. Специально для этого, а также для подведения электропитания к низковольтному оборудованию используются электротехнические шины.

Электротехнические медные шины выполняются практически из чистой меди. Этот металл лучше всего подходит для передачи энергии, так как его удельная проводимость в несколько раз превышает любые другие аналоги.

Конструктив электротехнических шин

0c4b0aa2200d9a42680cc16a7984faad.jpg

Шина для передачи энергии высоких напряжений состоит из одной или нескольких пластин (наборная шина). Пластины эти (как каждая из них в отдельности, так и вся конструкция в общем) изолируется при помощи термоусадочного кембрика.

Положительные стороны в использовании электротехнических шин достигается при помощи создания специализированных сплавов. В дальнейшем указывается всего 4 наиболее важнейшие их характеристики:

  • проводимость;
  • удельный вес;
  • температура плавления;
  • удельное электрическое сопротивление.

В зависимости от этих характеристик инженеры в дальнейшем подбирают конкретные модели. Нужно понимать, что от качества шины зависит не только электроснабжение, но и жизни специалистов, которые занимаются обслуживание высоковольтных электрических сетей на производстве.

По этой причине, настоятельно рекомендуется приобретать означенную продукцию исключительно у благонадёжных поставщиков, имеющих все необходимые сертификаты соответствия установленному ГОСТу.

Применение алюминиевых шин

37d4216986d49c1e5ff1d8a2d5f868a2.jpg

Далеко не всего имеется необходимость в высокопроводимой шине. Вполне можно обойтись большими размерами, но при этом, выполненной не из меди, а из алюминия. Принцип производства точно такой же

Суть заключается лишь в том, что изменяются эксплуатационные характеристики. Кроме того, подобная шина оказывается значительно дешевле. Большинство предприятий предпочитает именно этот способ запитки станков и другого оборудования.

Электротехнические алюминиевые шины отличаются тем, что на них образуется оксидная плёнка значительно быстрее. Чем на медной. Кроме того, медные шины могут быть избавлены от означенного недостатка, если являются обожженными.

Окисел попросту сгорает. Однако сам металл расплавиться не успевает.

На видео будет продемонстрирована эксплуатация соборных электротехнических шин от зарубежного производителя:

По материалам: http://www.metallosfera.ru/catalog/tsvetnoy_metalloprokat/med/shina_mednaya/

По материалам: http://www.metallosfera.ru/catalog/tsvetnoy_metalloprokat/alyuminiy/alyuminievaya_shina/

euroelectrica.ru

1.30

Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.

Шины должны быть обозначены:

1) при переменном трехфазном токе: шины фазы A — желтым, фазы B — зеленым, фазы C — красным цветами;

2) при переменном однофазном токе шина B, присоединенная к концу обмотки источника питания, — красным цветом, шина A, присоединенная к началу обмотки источника питания, — желтым цветом.

Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;

3) при постоянном токе: положительная шина (+) — красным цветом, отрицательная () — синим и нулевая рабочая M — голубым цветом.

Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или антикоррозионной защиты.

Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин. Если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.

Типы шинопроводов

Среди множества конструкционных вариантов можно выделить несколько видов систем:

  1. Открытые шинопроводы используются в неагрессивной среде. Состоят из алюминиевых шин, которые размещаются на специальных изоляционных материалах. Монтируются они на колоны или фермы определенного предприятия. Для дополнительной защиты могут применяться короба или сетки, ограничивающие возможное касание к проводнику.
  2. Защитные шинопроводы. Данные изделия закрываются перфорированными коробами или сетками. Существуют полностью изолированные конструкции, которые устанавливаются в цехах предприятий и т.д.

Согласно назначению шинопроводы можно разделить на такие категории:

  1. Магистральные изделия применяются при монтаже в помещениях производственного типа. Прокладка выполняется сразу с прямым подключением к подстанции. Данный вид изделий может работать при токе от 1600 до 4000 А.
  2. Распределительные шинопроводы предназначаются для организации ответвлений. Это позволяет образовывать своеобразную сетку подключения к нескольким станкам или другим механизмам.
  3. Шинопроводы осветительного типа используются для обустройства осветительных линий. Существует несколько видов таких конструкций, которые могут работать при разных значениях тока.

Следует сказать, что отдельным видом шинопроводов являются троллейные изделия, которые используются подачи тока к монорельсам и подъемным кранам.

Смотрите также:

2a1d39d4869e1418795b5d150711e515.jpg

Как разместить мебель в комнате? http://euroelectrica.ru/kak-razmestit-mebel-v-komnate/.

Интересное по теме: Как сделать гирлянду

Советы в статье «Полезные дополнительные опции для лифта» .

Об одном из видов шинопроводов — в этом ролике:

Цвета проводов и шин в сети переменного тока при трехфазном подключении

Для соблюдения правильного чередования фаз при подключении трехфазных потребителей электрической энергии тоже применяют цветную маркировку шин и кабелей. Это значительно облегчает жизнь монтажникам и ремонтникам, так как по цвету кабеля или шины можно определить фазу, которая подключена или будет подключена к этому кабелю или шине. В отличии от однофазных потребителей, где фазный провод может быть выполнен кабелями с разными цветами изоляции (перечень выше), для трехфазных потребителей цвета, которыми могут обозначать фазы строго регламентированы ПУЭ.

При трехфазном подключении фаза А должна обозначатся желтым цветом, фаза В – зеленым, фаза С – красным. Нулевой рабочий, защитный и совмещенный проводники имеют такой же окрас, как и при однофазном подключении.

Допустимо выполнение цветовых обозначений кабелей и шин не по всей их длине, а только в местах присоединения кабелей или шин, как это показано на рисунке выше.

Также цветовые коды могут соответствовать международному стандарту IEC 60446 или же могут применять кодировку принятую внутри страны соответствующими регламентирующими документами. Например, в США и Канаде для заземленных и незаземленных систем используют различные цветовые коды. Ниже приведена таблица, в которой показаны для сравнения цветовые кодировки кабелей и шин различных стран:

Определение

Шины электрические соединительные позволяют объединить все элементы электроустановки в одно целое. По сути, это проводники, сопротивление которых находится на низком уровне.

e20984b37c2d8e4ec53ba890588ffb06.jpg

При совокупности нескольких шин в одной точке говорят о шинопроводах. Как правило, они устанавливаются на изоляторах, которые одновременно служат в качестве опор. Прячется он в специальный короб (канал). Благодаря этому он защищается от факторов окружающей среды. Шинопровод всегда должен быть устойчивым к возникающим динамическим и тепловым нагрузкам, ударным тока электросети.

Шины электрические выполняются в нескольких исполнениях. Для их деления на виды предусмотрено несколько классификаций.

По способу исполнения выделяют гибкие и жесткие шины. Их по-другому называют плоскими и трубчатыми. Гибкие шины не перекручиваются. Они не должны обладать высокой степенью тяжения. Причем степень тяжения всех проводов должна быть одинакова. Под влиянием температуры длина шины может изменяться. Поэтому жесткие модели оснащаются гибкими перемычками, которые должны компенсировать эти изменения. Кроме того, они оснащаются виброгасителями.

Кроме того, шины электрические могут быть изолированными и неизолированными. Уже из названия понятно, что в первом случае шина имеет слой изоляции, а во втором – нет.

Классификация шин по форме сечения

По форме поперечного сечения электрические шины делятся на следующие виды:

  • Трубчатые.
  • Прямоугольные.
  • Коробчатые.
  • Двухполосные.
  • Трехполосные.

Плоские шины с прямоугольным сечением хорошо отводят тепло. Их использование целесообразно в сети с большой силой тока (от 2 тысяч до 4,1 тысячи ампер). В таких случаях они соединяются в группы по несколько штук. При этом образуется двух- или трехполосная шина.

ccfdcabb5cc10067c0d639b097030a7d.jpg

Сборные шины обладают рядом недостатков:

  • Сложно проводить монтажные работы.
  • Индуктивный ток, который распределяется неравномерно.
  • Низкая способность выдерживать механические воздействия.
  • Снижена способность к охлаждению.
  • Низкая устойчивость к коротким замыканиям.

В сети с напряжением 10-35 киловольт могут быть использованы коробчатые или плоские изделия. Наиболее эффективной считается трубчатая. Она обладает рядом преимуществ. Она прочна, хорошо отводит тепло. Электрическое поле вокруг нее распределяется равномерно. Благодаря этому не появляется коронирование.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here