Домой Электрика Замена подшипников электродвигателя

Замена подшипников электродвигателя

259
0

Замена подшипника на валу электрического двигателя

Полагаем, для снятия годится стандартный инструмент (съёмник). Если похожего нет, придётся применить способ, посоветованный автомобилистами (см. фото):

607f810818f5729f80457c2c9d3f8fe3.jpg

Вал электродвигателя

  1. Берётся стандартный разводной гаечный ключ приличного размера, чтобы свободно входил в зазор между станиной и валом.
  2. Губа фиксируется. Окончание вала ставится на доску, потом лёгкими ударами подшипник сбивается вниз.

У авторов не нашлось разводного ключа, подходящего для процедуры. В хозяйстве нашёлся слишком большой, губы слишком плотно прилегают к обмоткам статора электрического двигателя, сдирая лаковую изоляцию. Недолго думая, нашли блок из бетона малой марки прочности. Потом ножками газового сантехнического ключа захватили станину с подшипником, как показано на фото, поверх вала положили кусок доски, сделали несколько ударов. С указанного конца деревяшку возможно не прокладывать, на краешке нет резьбы, а лишь фаска по фиксирующее кольцо.

5aed18f3100b23acbac559082c82710f.jpg

Фиксирующая пластина

Подшипник намертво запрессован в станину. Как видно из снимков, прикрыт крышечкой, которая в процессе демонтажа успела слегка деформироваться и теперь едва-едва держится на четырёх заклёпках. Элемент однозначно снимается и выкидывается (либо монтируется на новые заклёпки). Подшипник вала электрического двигателя выбивается доступным способом из паза, допустимо использовать стандартный съёмник. Попробуйте использовать толстую деревяшку круглого сечения. На нашем электрическом двигателе подшипник в норме, ему перечисленные процедуры пока не грозят.

Обратите внимание, ниша под запрессовку слишком большая. Её высота превышает ширину подшипника

Полагаем, это связано с многоцелевым назначением электрического двигателя U – 8830. Полагаем, читатели уже забили подшипник на место, пора все собрать воедино. Запихиваем под шарики чуть-чуть Литола, прокручиваем пару раз. Если проверка подшипника электродвигателя прошла нормально, надеваем крышечку на заклёпки, либо оставляем и пробуем надеть на вал.

210d0d1c22da6911194fab4441c70857.jpg

Захват вала ключом

Годится способ, изображённый на фото. Ручки газового сантехнического ключа ставятся на означенный выше кирпич, образуя захват. Вал со стороны коллектора снабжён левой резьбой, которую защищаем бруском древесины (на фото не показано). Несколько ударов, и деталь встанет на место, но! У вала со стороны подшипника нет ограничительной фаски, легко догнать его до упора и повредить лаковую изоляцию обмотки ротора электрического двигателя с необходимостью замены или перемотки.

Во избежание прокладываем в нужном месте кусок мягкой резины. Жёсткая (для половиков) в корне не годится. Либо контролируйте глубину забивания собственным способом. Если обнаружился перебор, берёмся вновь за газовый ключ и повторяем процедуру демонтажа станины электрического двигателя, но не полностью, а на пару-тройку миллиметров. Достигнув успеха, начинаем сборку вала. Рекомендуем первой собрать станину, потом закрепить щётки, надеть колесо с левосторонней резьбой. Последней монтируется коническая узкая серая шестерня.

Напоминаем, что на вал электрического двигателя она напрессовывается, а зажимного кольца в нашем комплекте уже изначально не было. На этом сборку считаем законченной. В довершение укажем причину использования закрывающей пластины: без нее для регулировки положения станины придётся использовать изощрённые средства. Подшипник туже сидит на валу, чем в своей нише, при попытке чуть увеличить расстояние до катушек коллектора начинает выскальзывать. Сложно задать правильную дистанцию. По указанной причине рекомендуем контролировать процесс обратной сборки электрического двигателя, чтобы не пришлось потом долго настраивать положение.

Постановка станина подшипника на место

Чем смазать подшипник электродвигателя

При сборке дальнейшая работоспособность подшипников зависит от первоначально сделанной их смазки, потому что для большинства электродвигателей конструктивно предусматривается отсутствие необходимости в последующей замене или добавлении смазки в подшипники.

Подшипники в электродвигателях смазываются консистентной (густой) смазкой. Для моделей с оборотами до 3000 в минуту подойдет Литол 24 (влагостойкая) или Циатим 201 (не влагостойкая). Для смазки моторов с высокими скоростями используется ЦИАТИМ-202.

Смазкой заполняется не более 1\2 объема подшипниковой камеры в двигателях до 3000 оборотов в минуту, а для более скоростных- на 1\3 полости. Больше не кладите, лишнее все равно выдавится при вращении из подшипника.

Замена подшипника.

17.09.2013 | Автор: Коваленко. Анатолий.

594bb564cc05e2183e5c6c6e36c8e9e2.jpg

Приспособление для замены подшипника.

Замена подшипника, дело нехитрое.  На практике при ремонте оборудования очень часто приходиться заменять подшипник в труднодоступных местах. На одном оборудовании заменить подшипник просто, снял крышку, наставил оправку, выбил и всё. А в большинстве случаев, чтобы заменить подшипник, надо разобрать половина механизма. Как, к примеру, заменить подшипник на коленчатом валу мотоцикла, двигатель надо расколоть на две половины, а уж затем менять подшипник. Работа очень трудоёмкая и не всем под силу. Когда я имел мотоцикл ЯВА и загремел подшипник со стороны генератора, я заменил его, не снимая двигатель с рамы мотоцикла. Технология очень проста. Снимаем генератор, очень аккуратно вынимаем сальник. Перед нами подшипник. Такую картину мы часто наблюдаем при ремонте. Подшипник перед глазами, а заменить его проблема? Как его снять с коленчатого вала. Делаем так. Замеряем расстояние между обоймами подшипника. Это для того, какие по диаметру болты надо подобрать. Точно на шарике разрубаем сепаратор на одной стороне, затем разрубаем на противоположной. Плоскогубцами отгибаем концы сепаратора. Сдвигаем шарики в сторону так, чтобы в это место можно было вставить предварительно подготовленные болты. Болт обтачиваем так, чтобы он мог войти в прорезь между шариками и повернуться на 90 градусов. Головка болта затачивается на точиле до примерного диаметра шарика. Вставляем в прорезь, повернув болт, фиксируем его гайкой. Так делаем и на противоположной стороне. Болты у нас естественно длинней оси механизма с подшипником. Берём пластину подходящей толщины, сверлим два отверстия на расстоянии вставленных в подшипник болтов. Диаметр отверстий тоже известны, это диаметры болтов. Надеваем полосу на болты, накладываем по шайбе и закручиваем гайки до упора. Берём ключ и постепенно по пол оборота закручиваем гайки. При ударе молотком по шарику, когда мы разрубали сепаратор, мы его уже сдвинули с места. Это поможет нам при снятии подшипника. Если всё правильно сделали, успех обеспечен. По такой технологии я в практике очень много раз заменял подшипники. А вот прямо сейчас пришла идея, а что если к шарику приварить болт. Но это для больших подшипников. Я, правда, этот метод не опробовал и утверждать, что он получиться не буду, но думаю должен получиться. Для снятия подшипников можно сделать универсальный съемник. Как его сделать вы поймёте с рисунков по замене подшипника с электродвигателя. Я показал замену подшипника на электродвигателе АВ-042-4МУ3. Сборка этого двигателя своеобразная. Его крышки с подшипниками наглухо приклеены к статору. Если его разобрать, то после собрать его, практически невозможно. А по такой технологии, заменив подшипник, мы продлим жизнь электродвигателю. Универсальный съемник поможет в замене не только подшипников, но и для снятия других деталей, На пластине насверливаем отверстия разных диаметров. Но самое главное, это центральный винт. Желательно он должен быть с мелкой резьбой. Зацепы могут быть любые в зависимости от выполняемой работы. На фотографиях показано, как надо поочерёдно проводить замену подшипника. Если вам поможет в работе этот 6806597e9175d799d7573fcb34d4175c.jpgметод, я буду рад. Всего вам доброго. КАИ.

Спасибо за посещение странички. Вы просмотрели эту рубрику. А я предлагаю посмотреть моё предложение по заработку.

Сейчас все в интернете ищут способы как заработать. Я друзья предлагаю самый простой и эффективный метод . смотрите здесь.

0418bed0d59436c3230308ab16b92639.jpg1aac6465ed423b8d6a856223c22cc808.jpg

Приглашаю в друзья для общения.

Замена подшипников электродвигателя — значение и особенности процедуры

В целях предупреждения аварийных ситуаций во время действия двигателя необходимо осуществлять как регулярное обновление смазочных материалов, так и установку новых подшипников вместо деталей, выработавших свой ресурс. Эти мероприятия должны проводиться в комплексе.

Относительно замены подшипников следует обратить внимание на следующие нюансы:

  • современные комплектующие менее долговечны в сравнении с аналогами прошлых лет (максимальный срок службы составляет 5 лет, при использовании двигателя в щадящем режиме), следовательно, замена потребуется не реже, чем раз в 4-5 лет.
  • подшипники рекомендуется заменять с двух сторон, иначе возрастает риск повреждения двигателя.

Чтобы получить доступ к подшипникам, двигатель необходимо разобрать, полностью или частично. При обслуживании агрегатов небольшого размера есть возможность выполнения работ в более благоприятных условиях:

  • ротор извлекается полностью;
  • съем старых и насадка новых подшипников производятся беспрепятственно.

Этот метод не подходит для двигателей большого размера, в которых вес ротора может достигать 120 кг.

Как надеть подшипник

Новый подшипник по своей ширине, внутреннему и внешнему диаметру должен точно соответствовать заменяемому.

Следите, что бы при монтаже грязь не попала во внутрь подшипника. Из-за этого он быстро выйдет из строя. Внутри также не должно быть коррозии, сколов и других повреждений.

Насаживается подшипник при помощи металлической трубы, подобранной по внутреннему диаметру кольца подшипника. Поверхности рекомендую смазать перед началом процесса.

Внимание, насаживать необходимо подшипник без перекосов, для этого необходимо бить не по сторонам трубы, а сделать набалдашник, благодаря которому появится возможность ударять по центру. . Процесс можно заметно упростить, если нагреть подшипник в кипящем масле

Будьте при этом осторожны и не используйте открытый огонь при нагреве, рекомендую- электроплитку. Дайте подшипнику полежать 5-10 минут в кипящем масле, затем доставайте его металлическим крючком и надевайте на ротор при помощи клещей или тряпки.

Процесс можно заметно упростить, если нагреть подшипник в кипящем масле. Будьте при этом осторожны и не используйте открытый огонь при нагреве, рекомендую- электроплитку. Дайте подшипнику полежать 5-10 минут в кипящем масле, затем доставайте его металлическим крючком и надевайте на ротор при помощи клещей или тряпки.

Замена подшипников электродвигателя — значение и особенности процедуры

В целях предупреждения аварийных ситуаций во время действия двигателя необходимо осуществлять как регулярное обновление смазочных материалов, так и установку новых подшипников вместо деталей, выработавших свой ресурс. Эти мероприятия должны проводиться в комплексе.

Относительно замены подшипников следует обратить внимание на следующие нюансы:

  • современные комплектующие менее долговечны в сравнении с аналогами прошлых лет (максимальный срок службы составляет 5 лет, при использовании двигателя в щадящем режиме), следовательно, замена потребуется не реже, чем раз в 4-5 лет.
  • подшипники рекомендуется заменять с двух сторон, иначе возрастает риск повреждения двигателя.

Чтобы получить доступ к подшипникам, двигатель необходимо разобрать, полностью или частично. При обслуживании агрегатов небольшого размера есть возможность выполнения работ в более благоприятных условиях:

  • ротор извлекается полностью;
  • съем старых и насадка новых подшипников производятся беспрепятственно.

Этот метод не подходит для двигателей большого размера, в которых вес ротора может достигать 120 кг.

Замена подшипников бесколлекторного двигателя на примере NTM Prop 28-26

Опубликовано: 25.02.2015
в
15:18 Автор: rider
/

После эксплуатации моторов на квадрокоптере, могут появиться дополнительные вибрации и шум при вращении вала мотора.  Это говорит о том, что требуется замена подшипников вала двигателя.  Далее рассмотрим процесс замены на примере бесколлекторного мотора NTM Prop 28-26 от HobbyKing.

Для ремонта этого мотора вам понадобятся три вещи:

  1.  С-клипса на 3 mm. Вы можете оставить старую, но она очень маленькая и частенько теряется во время разборки и сборки мотора.  Я приобрел комплект из 100 штук на ebay примерно за 4$.    3mm Retaining Ring / Snap Ring / Circlip
  2. Конечно же вам понадобится запасной подшипник взамен неисправного.  Неплохо приобрести сразу  верхний и нижний на всякий случай. Я выбрал более дешевые подшипники на ebay. Вы можете найти более качественные подшипники, но их цена может приближаться к половине стоимости нового мотора. Верхний подшипник размером 3 x 7 x3 mm, который стоит $5,85 за 10 шт.  10PCS 683zz 3*7*3 3x7x3mm Metal Shielded Metal Ball Bearings
  3. Нижний подшипник с размерами  3 x 8 x4 mm по той же цене. 10PCS 693zz 3*8*4 3x8x4mm Metal Shielded Metal Ball Bearings

Существует всего пять классов подшипников:
ABEC: 1, 3, 5, 7 и 9;
ГОСТ: нормальный, класс 6, класс 5, класс 4, класс 2.
ISO: P0, P6, P5, P4, P2

Слева направо идёт рост точности изготовления подшипника, таким образом:
ABEC 1 самый «тупой», т.е. хуже всего крутится и может иметь биение (надо понимать, это не значит, что подшипник плохой, работать он будет, но при этом возможны побочные эффекты в виде НЕБОЛЬШОЙ вибрации. Именно небольшой, а не как на дохлом подшипнике ).
ABEC 9 самый «скользкий», т.е. если крутануть мотор с таким подшипником, то остановится он очень нескоро.
Цена растёт соответственно. Если ABEC 1 для KD20-28m можно купить за $3.25 (штуку), то ABEC 7 на тот-же мотор обойдётся $7.95. И тот и другой будут существенно лучше поставляемого производителем в разы (если не на порядок), разумеется более дорогой вариант будет иметь ещё некоторые приятные особенности в виде корпуса из нержавеющей стали (против хрома в дешёвом варианте), специальные смазывающие вещества в самом подшипнике и прочие маленькие радости.
После получения клипс и подшипников, я приступил к разборке мотора.  Я снял с-клипсу, затем разделил ротор и статор.fd825f300b92ea4f761d0e16b1bdd306.jpg

Как вы видите подшипник вышел из строя и требует замены.532acd8a24b5938e3bfca128f70d2aa5.jpg

С помощью отвертки я вынул внутреннюю часть подшипника.53bc63b3d0f43fd859273e14aff68da9.jpg

Мой подшипник развалился, поэтому я использовал плоскогубцы. Если ваш подшипник цел, то можно применять небольшую плоскую отвертку, толкая подшипник с обратной стороны.c03e6b06693c82e0c5dc85ecd8275f94.jpg

Осмотрите мотор на предмет оставшихся шариков, они очень маленькие и могут прилипнуть к магнитам.84007ea65c53ddcefb2da4b9bbe21883.jpg

492f306e088725bfb511a9b0db2d800b.jpg

d1f721f26e375e356f31bd942826270f.jpg

Возьмите верхний подшипник  3 x 7 x 3 и положите в пакетик с маслом.a0f0e6adfc4028fc2edee920813a207d.jpg

Установите смазанный подшипник в паз и нажмите на него сверху как можно сильнее. Так что бы он был полностью утоплен в пазе.66ccc24ce1d1398c830262f52cec54dd.jpg

f2985bc645422a9438b44a4a3c836b3f.jpg

Соберите ротор и статор, будьте осторожны не прищемите пальцы. Они достаточно резко схлопываются.c2ac1f55865657c72bf124b499e868f3.jpg

Установите клипсу на вал. Вот и все, ваш мотор снова , как новый.631da35909da346cb55e887e55dbf255.jpg

Вольный перевод статьи Peter Wedege

Предыдущая запись

MinimOSD

Следующая запись

Подключение полетных контроллеров CopterControl — CC3D — Atom

Об авторе:

rider

Администратор сайта.

Каждый подшипник в своем наличии имеет люфты

Для того чтобы проверить радиальный люфт нужно установить аппарат двигателя на твёрдой поверхности и попытаться отклонить вал. В пределах нормы, если есть небольшой зазор. А для того чтобы произвести проверку осевого люфта нужно произвести установку электро двигателя на ровной поверхности, и потянуть вал на себя. Максимальный размер отклонения может составлять 3 миллиметра. Но ни в коем случае не больше. Чем данная величина ближе к нулю, тем лучше.

Чтобы снять подшипник с двигателя нужно использовать специальный съемник. Для валов с большим размером лучше всего подойдёт съёмник с тремя лапками для захвата, а для валов меньшего размера – сменные пластинки.

Для того, что бы надеть подшипник на сердце двигателя, необходимо специальная металлическая трубка, диаметр которой должен соответствовать диаметру кольца у подшипника

Очень важно, чтобы при замене подшипника грязь не попала в него. Потому что от этого подшипник быстро выйдет из строя

При установке подшипника можно предварительно нагреть его в масле, но при этом следует соблюдать осторожность. Нагревать подшипник лучше всего на электроплите

В дальнейшей эксплуатации важным фактом является отсутствие необходимости в добавлении смазки.

Процесс насадки нового подшипника

В качестве основных способов насадки подшипников на ротор могут использоваться:

  • механическое воздействие (подбирается металлическая труба, диаметр которой соответствует диаметру подшипника, и с ее помощью деталь «забивается» на свое место);
  • предварительное нагревание подшипника, после чего возможна установка с применением незначительных усилий (что достигается за счет эффекта расширения).

Для нагревания подшипника может использоваться кипящее масло, при этом следует проявить осторожность в процессе извлечения детали из горячего состава. . После того как подшипник оказывается на месте, необходимо нанести смазочные материалы из расчета 2/3 (треть оставляют свободной от смазки)

Далее одну сторону двигателя можно собирать и приступать к разбору второй стороны и повторению процесса съема и насадки подшипника в том же порядке.

После того как подшипник оказывается на месте, необходимо нанести смазочные материалы из расчета 2/3 (треть оставляют свободной от смазки). Далее одну сторону двигателя можно собирать и приступать к разбору второй стороны и повторению процесса съема и насадки подшипника в том же порядке.

Выбор качественных подшипников от проверенных производителей и соблюдение всех требований в процессе замены деталей позволит существенно продлить срок использования двигателей.

Установка новых подшипников

Для покупки нового подшипника потребуется его тип. Его можно найти на наружной обойме или в паспорте на двигатель. У полностью или полузакрытых подшипников номер может находиться на поверхности уплотнения между обоймами.

eaa2fde508d0d4b97df30e04ff929981.jpgПример маркировки подшипника

При установке подшипника на место усилие также прикладывается только к внутренней обойме. Для этого используется труба соответствующего внутреннего диаметра. Ударами молотка по трубе подшипник перемещается по валу до плотного касания внутренней обоймой ограничителя. Чтобы усилие равномерно распределялось по поверхности обоймы, бить нужно по всей плоскости трубы, а не только по ее краю.

Хотя и из этого правила бывают исключения. Можно устанавливать подшипник ударами по краю внутренней обоймы, наносимыми через проставку из мягкого металла. Каждый следующий удар наносят по противоположной стороне обоймы. Чередуя точки приложения силы, подшипник запрессовывают на место.

После установки подшипники смазывают, заполняя внутреннюю поверхность смазкой на 1/2- 1/3 часть. Излишки смазки не нужны – они все равно не будут участвовать в работе и вытекут наружу.

Смазки отечественного производства для подшипников электродвигателей
Тип Скорость вращения двигателя, об/мин Примечание
Литол 24 <3000 Влагостойкая
Циатим 201 <3000 Не влагостойкая
Циатим 202 >3000 Влагостойкая

Как разобрать бытовой прибор, содержащий электродвигатель

Многочисленные кухонные комбайны и блендеры устроены специально таким образом, чтобы нельзя оказалось разобрать. Это обеспечивает гарантийные мастерские стабильным заработком – а те уже отстёгивают фирмам за руководства по сервисному обслуживанию и лицензию. Вот и ломают головы хозяева, как заменить подшипник.

84508e79a7c522865443d8e4ccfca58b.jpg

Ротор двигателя U – 8830

Сейчас опишем процесс замены подшипника в электрическом двигателе кухонного комбайна Philips, модель U – 8830. Обнаружите, что модификации указанного мотора широко применяются в блендерах мясорубках и прочих приборах. Отличия преимущественно касаются вала. В рассматриваемом случае на одной стороне насажена шестерня конической форму, с противоположной – привод для ножей с ограничением вращения. Когда электрический двигатель U – 8830 снят, начинаем. Не спешите раскручивать винты, это пока безрезультатно. Рассмотрим конструкцию электрического двигателя U – 8830:

  • Оба конца вала заняты приводными шестернями, узкой серого цвета и конической формы и белой, широкой, в форме колеса.
  • Со стороны коллектора используется муфта. Назовём подшипником трения.
  • Щётки удерживаются пластинами, куда припаяны контакты. Ножка варистора подгибается сбоку, с внешней стороны (не знаем, зачем это нужно; чем плоха общая площадка для пайки).

    Контактные площадки

  • Единственный шариковый подшипник качения в электродвигателе впрессован в станину противоположно к коллектору. Чтобы снять, потребуется разобрать полностью электрический двигатель!

0b10e339e6f66a46377f836aa7b16559.jpg

Подшипник спрятан в станину

От коллектора широкое колесо привода сидит на левосторонней резьбе. Чтобы снять, ухватите конец длинную серую шестерню вала электрического двигателя в тиски. Потом начинайте вращать колесо против часовой стрелки, если смотреть со стороны коллектора

Осторожно! Гайка латунная и легко срывается.

e8fcb4fc362d894db9c22042af8216f3.jpg

Широкое колесо привода

Теперь избавляемся от длинной серой шестерни. Проще сделать при помощи съёмника для подшипников. Нужно поддеть захватами резьбу, потом слегка подтянуть на себя. Деталь просто снимается. Допустимо попробовать использовать небольшой сантехнический ключ (см. фото). Обнаружили, что его губы помещаются между станиной и утолщением шестерни. Потребуется выставить гайкой ширину захвата и осторожно взяться у основания за резьбу. Не сжимайте слишком сильно, чтобы не повредить пластик.

Осторожно начинайте покручивать шестерню против и по часовой стрелке, одновременно снимая с вала. Через время зазор между станиной увеличится, потом деталь спадёт с вала электрического двигателя. Частичный успех.

ae8e24810c17d7f14af489481e2127f5.jpg

Латуневая щётка

Когда концы вала освобождены, займёмся щётками. Латунь занимает среднее место по прочности сгиба между алюминием и медью, действуем аккуратно. Шлицевой отвёрткой отгибаем зажимы и снимаем контактные площадки. Пружины и щётки выходят нехотя, допустимо помочь, просунув сбоку острый предмет. Теперь пора раскрутить станину на две части. Подшипник трения легко выходит из позиции, на валу остаётся противоположная половинка, куда впрессован подшипник качения.

Демонтаж щётки

Ремонт асинхронного электродвигателя устранение механических неисправностей

Проблемы с механикой у асинхронных моторов связаны с износом подшипников. Определяется проблема по звуку: при увеличении зазоров в подшипниках качения шум работы двигателя становится громче, возникает вибрация. Торцевые части в районе вала нагреваются. Это приводит к высыханию смазки, подшипник, работая «на сухую», теряет свои качества еще быстрее. Иногда при остановке вала после выключения слышно, как перекатываются шарики.

Чтобы электродвигатель работал бесперебойно читайте статью про

Выход из строя подшипников не всегда связан с их старением и выработкой ресурса. Недостаточная или неправильная смазка проводит к преждевременным поломкам. Не смазываются только полностью закрытые подшипники качения, сепараторы которых закрыты от воздействия внешней среды, смазка помещается в них на заводе. Остальные смазываются Литолом-24 или ее аналогами так, чтобы она полностью обволокла сепараторы с шариками.

d84b8fdc7de49c6418f039583c5f58d1.gifУстройство закрытого подшипника качения

Увеличение зазоров в подшипниках приводит к еще одному явлению: вал с ротором получает дополнительную свободу в перемещениях в радиальном и поперечном направлениях. В итоге:

  • Приводимый во вращение механизм вращается неравномерно и тоже выходит из строя;
  • Ротор цепляется за крышки двигателя и за магнитопровод статора и повреждает их, а также – повреждается сам.

Для замены подшипников нужно разобрать двигатель, при этом подшипники обычно остаются на его валу. В этом случае для их демонтажа используется съемник соответствующих размеров. Можно использовать выколотку из латуни, меди или другого мягкого материала. Выколотку прижимают к внутренней обойме подшипника. Ударяя по ней молотком и проворачивая вал, чтобы усилие распределялось равномерно, старый подшипник снимается с него. Главное – не повредить посадочное место, на которое он одевается.

2ac92c02824e4e2e7313fdf8361f31b6.jpgСъемник для подшипников01f0774753de9cb44c68aa76b113e409.jpegПример применения съемника

Если подшипник остался внутри крышки, то его выбивают, подобрав для этого подходящую по диаметру круглую болванку. Край ее можно заточить под конус, чтобы она точно оказалась в центре внутренней обоймы. Необходимо бить по болванке строго перпендикулярно плоскости подшипника, чтобы его наружная обойма не повредила посадочное место.

Для установки нового подшипника на вал двигателя используется металлическая трубка, желательно из мягкого материала. Внутренний ее диаметр должен быть чуть больше диаметра вала. Трубку плотно прислоняют к внутренней обойме подшипника и легкими ударами молотка по ней загоняют его на место.

При установке крышки следят, чтобы она садилась на место без перекосов, иначе наружная обойма подшипника повредит свое посадочное место.

На роторе двигателя установлены лопасти, предназначенные для вентиляции внутренних полостей мотора. Если происходит скол одной или нескольких лопастей, нарушается балансировка ротора. Это приводит к его биению, и подшипники выходят из строя чаще. Новый ротор найти сложно, поэтому такой двигатель придется выбросить.

257df324b0b747f37ea0fce2513c4c8c.pngРасположение лопастей вентилятора на роторе

Процесс насадки нового подшипника

В качестве основных способов насадки подшипников на ротор могут использоваться:

  • механическое воздействие (подбирается металлическая труба, диаметр которой соответствует диаметру подшипника, и с ее помощью деталь «забивается» на свое место);
  • предварительное нагревание подшипника, после чего возможна установка с применением незначительных усилий (что достигается за счет эффекта расширения).

Для нагревания подшипника может использоваться кипящее масло, при этом следует проявить осторожность в процессе извлечения детали из горячего состава. . После того как подшипник оказывается на месте, необходимо нанести смазочные материалы из расчета 2/3 (треть оставляют свободной от смазки)

Далее одну сторону двигателя можно собирать и приступать к разбору второй стороны и повторению процесса съема и насадки подшипника в том же порядке.

После того как подшипник оказывается на месте, необходимо нанести смазочные материалы из расчета 2/3 (треть оставляют свободной от смазки). Далее одну сторону двигателя можно собирать и приступать к разбору второй стороны и повторению процесса съема и насадки подшипника в том же порядке.

Выбор качественных подшипников от проверенных производителей и соблюдение всех требований в процессе замены деталей позволит существенно продлить срок использования двигателей.

Важность своевременной замены

Замена подшипников – неминуемая операция для электродвигателя любого типа. Если условия его эксплуатации соответствуют техническому паспорту и не происходило никаких аварий маловероятно, что какой-либо иной узел движка сломается. Только контактные устройства синхронных и могут потребовать вмешательства раньше подшипников. Хотя всё зависит от их качества.

Массовое производство товаров азиатскими производителями заметно сократило срок любых деталей соответствующего производства. И чтобы не пришлось менять весь двигатель надо периодически контролировать состояние подшипников, в первую очередь, по усилению шума и присутствию в нём дребезга и тарахтения. Если после промывки и смазки шум не исчез подшипники лучше заменить.

Если этого не сделать и попытаться сэкономить на том, чтобы движок проработал ещё какое-то время его можно потерять из-за аварии. Её вероятность будет постоянно возрастать, особенно когда при проверке, чистке и смазке выявлены люфты. Их радиальные направления особенно опасны, в первую очередь со шкивами ременной передачи.

В этом случае натяжение ремня обеспечивает немалую постоянную однонаправленную нагрузку на подшипник. И если его сепаратор сломается, массивный ротор на больших оборотах сцепится со статором. После такой аварии цена ремонта будет сопоставима со стоимостью нового движка. И в сотни раз превышать расходы по замене подшипников.

Ремонт электрической части асинхронного электродвигателя

Признаками неисправностей асинхронного электродвигателя, связанных с электрикой, являются:

  • Срабатывание защитных устройств от перегрузки или короткого замыкания
  • Появление запахов горелой изоляции
  • Искрение и дым внутри мотора

Перегрев корпуса в процессе работы может указывать на неисправность в обмотке двигателя, но чаще он свидетельствует о недопустимой механической нагрузке на валу. По той же причине срабатывает защита от перегрузки. Но она работает и при витковых замыканиях в обмотке статора. Поэтому первое, что нужно проверить после срабатывания защиты – свободно ли вращается вал, а также попытаться запустить двигатель без нагрузки, отсоединив от него агрегат.

При срабатывании защиты от коротких замыканий проверка на холостом ходу не требуется. Порядок действий при этом такой:

Действие Норма Средство проверки
Отсоединить кабель от двигателя и проверить его сопротивление изоляции. Если оно менее 0,5 МОм, кабель заменить Мегаомметр на напряжение 1000 В
При наличии фазосдвигающих или пусковых конденсаторов – проверить их исправность Мультиметр
Проверить исправность коммутационной аппаратуры У трехфазного двигателя на него должны поступать все три фазы, иначе он перегреется и сгорит Мультиметр или указатель напряжения
Убедиться, что в барно электродвигателя нет следов короткого замыкания и перегрева контактов Визуально
Измерить сопротивление изоляции между обмоткой двигателя и его корпусом Не менее 0,5 МОм Мегаомметр на напряжение 500 В

Сопротивление изоляции, если оно равно нулю, определяется и мультиметром. Но ее увлажнение или неполное повреждение покажет только мегаомметр. Он измеряет сопротивление, прикладывая к тестируемому объекту повышенное напряжение.

6080137570fa53cd861177a262b7ccb7.jpgМегаомметр

Если сопротивление низкое, то обмотку статора можно попробовать просушить, пропуская через него горячий воздух от строительного фена или поместив в печь. Если корпус двигателя из силумина, температура сушки выбирается такой, чтобы его не расплавить.

Если просушка не помогла или изоляция обмоток электродвигателя равна нулю, его вскрывают и осматривают. Хотя при любом результате осмотра: механическое повреждение обмоток статора, потемнение или обугливание обмотки – статор отправляется в перемотку. Перемотать самостоятельно асинхронный двигатель очень сложно.

Если причину отключения от защиты установить не удалось, возможно, в обмотке витковое замыкание. У трехфазного двигателя оно определяется сравнением сопротивлений обмоток по фазам. У однофазных сопротивление обмоток сравнивают с паспортными значениями. Но для этого недостаточно мультиметра – его точности не хватит, чтобы почувствовать разницу. Для измерений применяют специальные приборы – омметры с классом точности 0,5 и выше.

Замыкание между собой нескольких витков приводит к нагреву замкнутого участка. Иногда его можно определить по потемнению изоляции, иногда – только прибором. В любом случае потребуется перемотка статора.

a986fa1f2a16ba79847dd997ef02edba.jpgСгоревшая обмотка статора

Еще один дефект, требующий отправки статора двигателя в перемотку – обрыв обмотки. Его можно определить и мультиметром. Иногда обрыв можно устранить, найдя места соединений обмоточного провода с выводами и место соединения обмоток в звезду. Если контакт пропал там, то провода нужно зачистить и спаять снова.

Типичные ошибки, допускаемые при замене подшипников электрических двигателей

Если станину требуется снять не для замены подшипника, а под перемотку ротора, настоятельно рекомендуется использовать максимально тонкий захват, упирающийся в пластину. Ножки газового сантехнического ключа слишком толстые. Невозможно подобраться близко к валу, мешала обмотка статора с лаковой изоляцией. По указанной причине пластина и погнулась. Заметим, подобные способы относятся к разряду варварских. Настоятельно рекомендуем посмотреть рекламный ролик про инструмент EKF, где демонстрируются профессиональные методики.

В результате демонстрационного ремонта на валу появился едва заметный люфт (как случилось в ролике с «плохим» мастером), а подшипник при уменьшении скорости начал издавать заметный шорох, что считается признаком увеличившихся зазоров между поверхностями качения

Выходит, подшипники в электродвигателе соковыжималки нужно менять крайне осторожно, в противном случае шумный агрегат станет работать намного хуже.

Сегодня в рекламе профессионального инструмента видим ту же подоплёку. Подобным ходом мыслей уже наталкивают на мысль, что замена подшипников электродвигателя стиральной машины – удел профессионалов. С заменой подшипника одновременно ухудшаются характеристики.

Замена подшипников качения

Большие электродвигатели в основном снабжены подшипниками качения, которые извлекаются из корпуса вместе с валом. Затем для их съёма применяются съёмники соответствующего типоразмера – ведь для большого двигателя может потребоваться усилие в несколько тонн!

7702b118e02f0900d85ed30a2da8fdd9.png

Поэтому и съёмник потребуется с гидравлическим усилителем.

Но если надо своими руками снять подшипники с движка небольших размеров, а съёмника нет – не беда. Используя болгарку, зубило и молоток можно успешно сделать это. Если подшипник не нужен, и его можно сломать болгаркой делаются пропилы во внешнем кольце и сепараторе, которые затем разбиваются зубилом и молотком. Внутреннее кольцо тоже «портится» болгаркой. Затем стуча по зубилу, приставленному к срезанной части кольца надо сделать трещину в нём. После этого кольцо смазывается и стягивается с вала с использованием тисков.

 a21e90b7d1b178851c333eeeb8a46201.png  a117a113b6255efcf1d040ff9143aac7.png

Если изношенные подшипники необходимо снять целыми, а по целому подшипнику проще найти новый для замены, потребуется самодельная оснастка, сделанная из отрезка швеллера.

  • Швеллер выбирается соответственно диаметру подшипника, который должен помещаться между параллельными рёбрами.
  • Длина отрезка должна быть на 6 – 10 см больше диаметра ротора. Это потребуется впоследствии для контакта с опорами.
  • В отрезке болгаркой делается пропил шириной чуть больше диаметра вала и по длине более половины отрезка так чтобы вал проходил примерно через его середину.
  • Для прочности в параллельных рёбрах делаются отверстия и ставятся две стягивающие шпильки или длинных болта, винта.

Готовая оснастка устанавливается поперёк вала между подшипником и ротором. Ей требуется опора, например, из трубы подходящего диаметра, зажатой в тисках. Но при большом диаметре ротора можно использовать две опоры из прочных кирпичей. Ротор помещается внутрь трубы, а оснастка опирается на её края. Подшипник снимается ударами молотка по валу.

2f358854d43ff778bcd3d1c9fbd5dac0.png

6ed67a59ee649b8c052cf0b13aea17c7.png

b93db37fb970e251fd14263e31cc9627.png

Чтобы облегчить снятие внутреннего кольца делается местный нагрев феном. Для более лёгкой установки заменяющий экземпляр тоже нагревается. Для этого хорошо подойдёт жидкое масло. Его надо нагреть вплоть до кипения и подержать в нём заменяющий подшипник. Тогда он легко наденется на вал.

С новыми подшипниками любой двигатель работает, как новый. Никогда не нужно экономить на их замене.

Снятие подшипников с вала двигателя

Для демонтажа подшипников применяются съемники. Классическая конструкция съемника включает в себя два или три зацепа, которые зацепляют за внутреннюю обойму подшипника. Вал съемника упирают в вал двигателя и закручивают гайку. Съемник давит на вал и вытягивает подшипник с посадочного места.

33842738e7aa075f150764cc90b5d519.pngСъемник с двумя зацепами8441a531e95beaa4c08d6238bf1425d6.pngСъемник с тремя зацепами

Эти съемники удобны, но не универсальны. Для различных габаритных размеров валов и подшипников нужен свой съемник. При необходимости частой смены подшипников в различных агрегатах продаются универсальные комплекты с широким диапазоном диаметров захватываемых внутренних обойм и длин валов.

87ec33c88df1f389e6fdfca999354328.jpgНабор съемников универсальный АТА-0366

Подшипник можно сбить с вала. Для этого под него нужно подвести жесткую поверхность, удерживающую внутреннюю обойму хотя бы в двух точках. Есть промышленные варианты таких съемных приспособлений, но если ни один съемник не доступен, можно приспособить для этого подручный материал. Самый распространенный метод – положить рядом два уголка, зажав между ними вал с подшипником. Толщина уголков должна быть такой, чтобы свободно прошла между подшипником и обмоткой ротора.

e12f75460bafedd1d86b8cb5413fc2f6.jpgСъемник для выколачивания подшипников

Зафиксировав надежно ротор, через проставку из мягкого металла (латуни или меди) наносят удары по оси вала, постепенно увеличивая их силу. Так только подшипник тронется с места, силу ударов снова уменьшают, и легким постукиванием снимают его с вала окончательно. Перед снятием, если на конце вала есть резьба, накручивают на него гайку так, чтобы ее верхняя грань совпала с концом вала. Это предотвратит повреждение резьбы. При откручивании гайка ее выровняет.

Читайте в дополнение статью про ремонт подшипников: «Ремонт асинхронного электродвигателя», а также про ремонт автомобильного генератора .

Чем смазать подшипник электродвигателя

При сборке дальнейшая работоспособность подшипников зависит от первоначально сделанной их смазки, потому что для большинства электродвигателей конструктивно предусматривается отсутствие необходимости в последующей замене или добавлении смазки в подшипники.

Подшипники в электродвигателях смазываются консистентной (густой) смазкой. Для моделей с оборотами до 3000 в минуту подойдет Литол 24 (влагостойкая) или Циатим 201 (не влагостойкая). Для смазки моторов с высокими скоростями используется ЦИАТИМ-202.

Смазкой заполняется не более 1\2 объема подшипниковой камеры в двигателях до 3000 оборотов в минуту, а для более скоростных- на 1\3 полости. Больше не кладите, лишнее все равно выдавится при вращении из подшипника.

Замена втулок

Поэтому при первых подозрительных шумах, появившихся в работающем электродвигателе, проверяем подшипники. И при обнаружении заметных люфтов приступаем к замене. Их конструкция определяется размерами и назначением движков. В небольших электродвигателях и для получения минимальных шумов применяются подшипники скольжения. Это втулки, которые плотно входят в посадочные места на корпусе движка и служат опорой для его ротора.

При появлении радиального люфта движок надо разобрать. Посадочные места ротора под втулки надо проверить на «округлость». Со временем поперечное сечение вала в этих местах может утратить форму окружности. Если это выявляется при проверке микрометром, ротор потребуется обработать на токарном станке. Это приведёт к уменьшению диаметра вала на сотые – десятые доли миллиметра и возможно потребуется доработка шкива. Но всё равно понесенные затраты будут в ряде случаев намного меньше стоимости нового электродвигателя.

После того как ротор корректируется и становится понятно, какими должны быть диаметры отверстий для новых втулок старые втулки извлекаются из корпуса. Для этого подходит любой способ, который не повлияет на целостность посадочного места для этой втулки.

  • Лучше всего нарезать в ней резьбу ближайшего подходящего диаметра.
  • После этого закрутить в эту втулку шпильку, винт или болт.
  • Положить втулку на отрезок трубы, который имеет внутренний диаметр больший, чем наружный диаметр подшипника скольжения и зажат в тисках.
  • Ударами керна по закрученному крепежу выбить втулку из корпуса.

Получив на руки изношенные подшипники, измеряем их наружный диаметр и толщину, а внутренний диаметр определяем по обработанному ротору. Заказываем новые втулки, изготовленные из бронзы, капролона или медно – графитовые, и после получения устанавливаем в движок.

Проверка подшипников в электродвигателе

Всегда уделяйте внимание состоянию подшипников ваших электродвигателей. При их износе выше допустимого предела подшипники перегреваются и мотор начинает шумно работать

Если не заменить во время подшипники, тогда в особо запущенном состоянии могут начать при вращении касаться между собой неподвижная часть- статор и движущаяся: ротор или якорь. А это грозит серьезными поломками в электродвигателе, которые восстановить в большинстве случаев без замены на новый ротор или якорь не возможно.

Проверить подшипники своими руками несложно. Для проверки необходимо расположить электродвигатель на твердой поверхности. Затем положите одну руку сверху на электродвигатель и повращайте вал. Ротор должен вращаться равномерно и свободно без заеданий. Постарайтесь услышать царапающие звуки или почувствовать неравномерность вращения ротора. Это первые признаки необходимости замены подшипников.

Проверка люфтов. В любом подшипнике качения (шариковый или роликовый) должен быть радиальный и продольный или осевой люфт. Это нормально, потому что да же новый подшипник имеет люфты. Главное, что бы он не выходил за допустимые пределы.

  • Для проверки радиального люфта необходимо положить двигатель на твердую поверхность и рукой за вал постараться его отклонить максимально в разные стороны. Зазор в микронах, поэтому допустимо не большое отклонение.  Величина смещения зависит от размера электродвигателя. Для бытовых моделей моторов отклонения должны быть чуть заметными.
  • Проверить осевой люфт гораздо проще. Берем за вал тянем на себя или толкаем от себя ротор, отклонение в бытовых электродвигателях не должно быть более 3 миллиметров. Чем ближе эта величина к нулю, тем лучше.

Если при разборке электродвигателя, Вы заметили следы трения ротора об статор, то это однозначно свидетельствует об износе подшипников. Если сильно стерт ротор, то его необходимо заменить.

Как насадить подшипник на вал при помощи нагревателя индукционного типа

Это тот случай, когда магнитопровод специально изготавливают сплошным, потом включают переменное напряжение. За счёт вихревых токов металл сильно разогревается. Магнитопровод демонстрирует форму ворот, где верхняя планка без труда снимается с места. Сюда надевается подшипник. Вихревые токи и эффект перемагничивания быстро берут своё. За считанные минуты подшипник греется до нужных 111 градусов и самостоятельно заскакивает на вал. Остаётся чуть прижать сверху. Кстати, в ролике демонстрируется, что при масляном нагреве ударами кувалды легко снести верхнюю обойму подшипника. Верим на слово.

Надеемся, теперь замена подшипника электродвигателя вентилятора не напугает читателей. Дорогая техника – в сервисный центр, дешёвая – к нам в руки. Если возникнут биения, легко в любой момент купить новый образец электрического двигателя для обучения профессиональным навыкам.

Лучшее умение – учиться на чужих ошибках. Специально их допустили в эксперименте, чтобы показать читателям: варварские методы России не всегда годятся для импортной техники

Обратите внимание: не каждая мастерская владеет профессиональным инструментом. Носите электрические двигатели и подшипники в правильное место

Проверка подшипников электродвигателя

Необходимо всегда проверять состояние подшипников электродвигателя. Если их износ значительно превышает допустимые пределы, они начинают перегреваться, а работа мотора становится шумной. При игнорировании такой работы мотора и несвоевременной замене подшипников, при вращении неподвижная часть мотора статор и его подвижная – ротор, начинают касаться друг друга и это может привести к серьезной поломке мотора и, как следствие, замене якоря или ротора.

Проверять подшипники можно самостоятельно. При этом,электродвигатель нужно поместить на твердую поверхность, далее положить сверху на него руку и несколько раз провернуть вал

Ротор при вращении не должен заедать, также необходимо обратить внимание присутствуют ли царапающие звуки или вращение ротора с рывками, это свидетельствует о том, что подшипники потребуют замены в самое ближайшее время.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here